Наши земляки- верхнеуслонцы.. Сколько их раскидано по нашей стране. Но где бы они ни жили, частичка сердца здесь, в Верхнем Услоне. Один из них- потомственный капитан дальнего плавания участник Великой Отечественной войны Бабушкин Константин Иванович.
Волжский паренек, родившийся под Казанью в семье шкипера, Константин Бабушкин очень рано начал работать на реке. Быстро дорос до первого помощника капитана на теплоходе «Память товарища Серова», откуда и был призван в Амурскую военную флотилию Краснознаменного Тихоокеанского флота. Но в 1942 году храбрые матросы приняли решение сменить флотские бушлаты на красноармейские шинели. В составе мотострелковой бригады Третьей гвардейской танковой армии генерала Рыбалко, в роте ПТР довелось Константину пройти через суровые военные сражения. В одном из них он был тяжело ранен, долго лечился, по причине инвалидности был комиссован. Его ратные подвиги отмечены орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Дух воинского братства Константин Иванович сохранил на всю жизнь.
В 1965 году, когда страна праздновала 30-летие Победы над фашистской Германией, Центральный совет по туризму выделил два рейса для ветеранов Великой Отечественной, в числе которых были и воины 23-й гвардейской мотострелковой бригады, на теплоходе «Карл Маркс», где капитаном в то время был К. И. Бабушкин. Так произошла поистине уникальная встреча Константина Ивановича со своими однополчанами. И тогда же капитаном Бабушкиным была заложена священная традиция: спуск на воду венков из живых цветов на Сталинградском рейде. По воспоминаниям участников, это происходило так: «Под троекратный салют с теплохода находившиеся в шлюпке участники Сталинградской битвы опустили на воду огромный цветок из живых цветов, а каждый ехавший на теплоходе бросил в воду по цветку. Более 360 алых гвоздик образовали красный ковер вокруг венка.Перед началом этого незабываемого мероприятия капитан К. И. Бабушкин объявил по селектору всем идущим туристическим и пассажирским судам о предстоящей церемонии. В момент салюта со всех теплоходов, остановившихся на рейде, раздались гудки».
Имея после ранения инвалидность (у него были изуродованы фаланги пальцев на руках), Константин Иванович добился снятия ее, чтобы вернуться на Волгу. И потом каждый год доказывал врачам, что может и должен работать на речном флоте. Еще во время войны он назначается первым помощником капитана на пароходе «Полярник», где дослужился до должности капитана. В последующие годы Константин Бабушкин возглавлял экипаж парохода «Гряда», работал третьим, вторым, первым штурманом на пароходах «Гражданин», «Академик Бах», «Володарский».
В 1954 году его назначают капитаном дизель-электрохода «Азербайджан», а в 1957-м он принимает в ГДР теплоход «Карл Маркс», на котором работает последующие двадцать лет. В 1977 году переходит на только что прибывший из ГДР теплоход «Советская Россия», где трудился 12 лет. В должности капитана долгие годы плавал Константин Иванович Бабушкин на теплоходе «Советская Россия».
Константин Иванович, оторванный волею судьбы от своего родного села, оставался верен и предан ему до конца своих дней. «Как только теплоход поворачивает от Печищ, буре бинокль и до боли в глазах вглядываюсь в дрогой для меня берег. Где-то там у болота стоял наш домишко окнами на Волгу. Здесь на берегу мы дожидались отца с плавания. По крутым тропкам услонской горы мы бегали, запуская планеры..»
Константин Иванович с детства увлекался живописью, и весь свой талант художника посвятил Волге, речному флоту. Одно время «Почта СССР» даже заключала с ним контракт на оформление почтовых конвертов его рисунками. Картины капитана Бабушкина хранятся в музее Волжского пароходства, несколько лет назад в фойе речного вокзала была устроена персональная выставка его полотен.В клубе водников в Нижнем Новгороде выставлены его рисунки, репродукции. Он готовил материалы для свой книги воспоминаний о волгарях, о Волге. Константин Иванович был на редкость одаренным человеком.В его капитанской рубке постоянно находились незаконченные картины: он рисовал Волгу, волжские берега, охватывая самые интересные моменты.
А еще он прекрасно писал: литературный язык его был сочен, выразителен, наполнен яркими деталями. Вот лишь один отрывок из его автобиографической повести, относящийся к тому времени, когда он еще мальчишкой помогал отцу и матери на барже: «Прибрав палубу, я глядел на весело бегущий впереди буксирный пароход. Казалось, он изо всех сил старается оторваться от нас, а туго натянутый буксирный трос не дает ему это сделать. Гудят форсунки его котлов, вьется из трубы чуть заметный дымок, широким треугольником светятся огни, они уходят то влево, то вправо, вслед за поворотом парохода. Крутая волна, шипя пеной, бежит из-под колес буксирчика, бьет прямо в нос нашей барже, а та мощным телом рассекает волну, загоняет под корпус.
Потомственный речник, он и сына отдал Волге. «Советская Россия приказом министра Речфлота была передана из рук в руки от отца к сыну. В 1989 г. К.И. Бабушкин уступает капитанский мостик своему сыну Владимиру. Но после смерти отца не смог Владимир Константинович стоять в этой рубке, работать с той же командой. Теплоход стал чужим и пустым.
Капитан Бабушкин остался не только в памяти друзей, его именем назван теплоход для загранперевозок, который позднее переоборудовали в современное судно-танк-контейнеровоз. Константин Иванович нагрудным знаком «Почетный работник речного флота».
На фото- К. Бабушкин с сыном, К. Бабушкин с женой и сыном
Комментарии
Добрый день! Я Бабушкин
Добрый день! Я Бабушкин Вячеслав Владимирович, внук Бабушкина Константина Ивановича, ищу родственников деда в Верхнем Услоне, здесь на сайте есть информация о Бабушкине Степане Ивановиче и Бабушкине Михаиле Григорьевиче, подскажите как эти люди связаны с Бабушкиным Константином Ивановичем?