Фотография № 38874
Фрагмент экспозиции Музея трудовой славы Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. 2014
Музей, посвященный коллективу авиастроителей, открыт 1 февраля 1982 года. Расположен на втором этаже главного корпуса заводоуправления в помещении общей площадью 550 кв. метров.
В его создании приняли участие все коллективы цехов и отделов объединения, руководимые творческой группой в составе А. П. Баландова, Н. Н. Черницина, Б. Г. Лизунова и др.
В собрании музея более 5000 предметов. В их числе документы, фотографии, модели самолетов, товары народного потребления, бюсты знаменитых авиаконструкторов А. Н. Туполева, В. М. Петлякова, С. В. Ильюшина, С. П. Королева, П.В. Дементьева, директора завода С. П. Горбунова и наркома тяжелой промышленности С. Орджоникидзе.
Собраны материалы о Героях Советского Союза - летчиках-испытателях Н. Н. Аржанове, М. В. Симонове, Б. В. Машковцеве, о Героях Социалистического Труда - директорах объединения Н. И. Максимове, М. Н. Глебове, В. Е. Копылове, фрезеровщике Г. А. Асхадуллине и др.
Экспозиция в хронологической последовательности рассказывает об истории объединения с 1927 по настоящее время. Это фактически история авиации и авиационной промышленности страны, в которой отражена биография целой плеяды выдающихся авиаконструкторов, организаторов производства, летчиков и многотысячной армии рабочих и инженеров.
В разделе довоенного периода (1927-1941) рассказывается о выпуске боевых и пассажирских самолетов, таких, как ДБ-А конструкции В. Ф. Болховитинова; самолетов ПЕ-2 и ПЕ-8 конструкции В. М Петлякова; пассажирских самолетов ЛИ-2, АНТ-20 (Максим Горький), представленных в разделе в виде моделей. Материалы экспозиции рассказывают и о московском авиационном заводе, директором которого в те годы был видный организатор авиационного производства С. П. Горбунов.
С 1927 по 1941 год заводом был освоено производство цельнометаллических самолетов, таких, как АНТ-3, АНТ-4, АНТ-6, АНТ-9, АНТ-40 конструкции А. Н. Туполева, на которых были совершены сверхдальние перелеты, установлены десятки мировых рекордов, в том числе уникальный перелет через Северный полюс. Они использовались и при спасении «челюскинцев» в 1934 году и т.д.
Следующий раздел экспозиции посвящен военному периоду, здесь показан самоотверженный труд коллектива завода. В 1941 году московский завод им. С. П. Горбунова был эвакуирован на территорию Казанского авиазавода. Произошло слияние двух производств. За годы войны выпущено 10162 самолетов ПЕ-2 и 79 самолетов ПЕ-8. Самолет ПЕ-2 являлся главным прифронтовым бомбардировщиков нашей армии.
В экспозиции музея отражено трепетное отношение заводчан к теме войны: героической борьбе летчиков на фронтах, ударному труду рабочих, инженерно-технических работников завода в тылу.
Посетителей не могут оставить равнодушными письма летчиков с фронта с благодарностью казанским рабочим за надежную в бою машину, материалы и документы о массовости трудового героизма рабочих завода. Более тысячи заводчан были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 годов».
В боях за Родину сотни горбуновцев пали смертью храбрых, их имена выбиты золотыми буквами на мемориальной «Доске памяти». Добрая память о ветеранах войны и труда, признательность к ним и в послевоенные годы проходит красной нитью через всю экспозицию.
В послевоенный период деятельности завода был освоен серийный выпуск военных самолетов ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22 пассажирских ИЛ-62 и ТУ-104 - первого в мире реактивного пассажирского лайнера, на котором было установлено 26 мировых рекордов. С 1984 года был освоен серийный выпуск многорежимного стратегического ракетоносца Ту-160.
С октября 2001 года КАПО им. С. П. Горбунова - федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) КАПО им. С. П. Горбунова.
1 июня 2014 года завершилась интеграция двух предприятии - ОАО «Туполев» и ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова». В рамках ОАО «ОАК» была создана новая структура ОАО «Туполев», которая включила в себя Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова – филиал ОАО «Туполев».
Сегодня на Казанском авиационном заводе осуществляется выпуск самолетов специального назначения на базе Ту-214, выполняется ремонт и модернизация Ту-22М3 и Ту-160.
В витринах музея выставлены многочисленные подарки объединению от родственных предприятий и эксплуатирующих организаций к различным памятным датам. Материалы экспозиции знакомят и с современной жизнью заводчан, с большой работой по социальному развитию коллектива.
В музее проводятся экскурсии для школьников, рабочих и инженерно-технических работников объединения. Организуются встречи молодежи с ветеранами войны и труда.