Продовольственный мешок Вермахта («GrossenEssensBeHalter»)
Разными путями приходят вещи в музей. Очень часто – совершенно неожиданно. Он проделал огромный путь от Германии до Белоруссии …простой холщовый мешок, чтобы через 70 лет обрести новую жизнь – жизнь музейного экспоната.
История появления этого мешка на чистопольской земле такова. Самат Давлетов, житель села Шереметьево Нижнекамского района, предоставил этот необычный отголосок истории в экспозицию Музея истории города. В свою очередь, самому Давлетову он достался от его тещи Селевонец Елены Владимировны, которая родилась и выросла в Белоруссии, недалеко от Беловежской Пущи.
…Началась воина, Белоруссия была оккупирована. В 1944 году немцы, отступая, погнали все мирное население вместе со скотом на Запад, в сторону Германии. Среди узников была и семья Селивонец. В июле 1944 года на территории Польши, в г. Белосток их освободили части Красной Армии. Когда линия фронта прошла через них (в Польше), люди начали возвращаться домой. Для того чтобы население в дороге не нуждалось в продовольствии, Красная Армия выдавала им продукты с захваченных немецких складов, соответственно, в немецких мешках.
Такие мешки использовались в Вермахте на протяжении всей войны для перевозки сухих товаров, таких как картофель, фасоль, хлеб, мука и т.д. В снаряжение солдат они не входили: слишком громоздкие (93*65), вмещают в себя около 70 кг.
Несмотря на «преклонный возраст», на мешке хорошо читаются литеры и год выпуска: H. Vpfl. (что означает «Продовольственное снабжение армии») 1940. На оборотной стороне артефакта - чёрный орёл с распростёртыми крыльями, держащий в лапах стилизованный дубовый венок, со свастикой в центре – эмблема Третьего рейха. Мешок сшит из двух кусков холста. Точно такое же изображение орла и вышеназванных литер выбито и на оборотных сторонах обеих частей мешка, то есть если вывернуть его наизнанку, получится абсолютно такой же вид, что и с лицевой стороны.
Казалось бы, одно дело, когда национальная символика присутствует на предметах обмундирования вооружения, на других объектах, которые имеют государственное значение. Совсем другое, когда она проштампована на такой обыденной бытовой вещи как продовольственный мешок. Однако, как признавался в своей знаменитой «Mein Kampf» (Ч II, гл. VII) сам фюрер, за этим кроется недвузначный смысл и вполне определённый расчёт: « Я уже с детских лет знал, какое великое психологическое значение имеют подобные символы и как действуют они прежде всего на чувство. После окончания войны мне однажды пришлось наблюдать массовую марксистскую демонстрацию перед королевским дворцом в Люстгартене. В демонстрации этой участвовало около 120 тысяч человек. Море красных знамен, красных повязок и красных цветов - все это создавало неотразимое внешнее впечатление. Я лично мог тут убедиться, насколько такое волшебное зрелище неизбежно производит гигантское впечатление на простого человека из народа".
... Орла на мешке, по всей видимости, новые владельцы по известным соображениям тщательно пытались стереть, но безуспешно: немецкое качестве говорит само за себя. И ткань, несмотря на заплатки в нескольких местах, до сих пор достаточно прочная. Поэтому отказываться от столь добротной, необходимой в хозяйстве вещи, видимо, духу не хватило, и до недавнего времени в этом мешке с успехом таскали и хранили бульбу (картофель).
Новый экспонат используется на мероприятиях военной тематики и вызывает неподдельный интерес у посетителей. Искушённые туристы с изумлением отмечают, что видят такой мешок впервые и удивляются, откуда он у нас, ведь в Чистополе не было войны...
Так, через историю одного предмета открывается одна большая история целого поколения, целых государств и народов: их мощь, величие, трагедия падения и гибели.
И. Мясникова, научный сотрудник Музея истории города