В 1918 году в деревне Саратовка Соль-Илецкого района Оренбургской области в семье Кабановых родился сын. Назвали его Михаилом. Рано лишился родителей. Воспитывали его родственники отца. С раннего детства начал работать. О школе можно было только мечтать. Раннее занятие тру-дом, иногда и непосильным, выработало привычку преодолевать трудности.
В 1929 году, когда в деревне был организован колхоз «Урал», Михаил начал здесь работать. По вечерам учился, окончил 5 классов.
В казачьем крае впервые появились «стальные кони» — первые тракторы, и он с завистью смотрел на работу новой техники. Ему тоже хотелось не только подвозить к тракторам семена и воду, а и самому сесть за руль машины.
Работал старательно, с утра до поздней ночи в поле. Он очень полюбил технику и в 1936 году после окончания уборочной его послали на курсы комбайнеров. С весны 1937 года и по сентябрь 1939 года работал в зерносовхозе трактористом и комбайнером.
В сентябре 1939 года он был призван в армию. Михаила, как имеющего опыт работы с техникой, зачислили в танковые войска. Был курсантом, затем механиком-водителем средних танков Т-26. Служил в роте, награжденной в боях за озеро Хасан орденом Ленина. От курсантов требовали отличного знания техники. На тактических занятиях отрабатывались вождение по пересеченной местности, умение маневрировать и многое другое, что могло бы пригодиться в настоящем бою.
В начале июня 1941 года дивизия была построена на плацу, и командование объявило, что корпус будет передислоцирован на Западную границу страны. Было приказано замаскировать технику, погрузить на платформы. Эшелон, в котором ехал Кабанов, шел на Ташкент, затем повернул на Оренбург. И вот здесь они услышали, что фашистская Германия напала на нашу страну...
Эшелон шел на Запад. Из окна вагона Михаил впервые увидел благодатный край — Белоруссию. Как живые картинки мимо проплывали леса, голубые озера. Кто бы мог подумать, что фашисты всё это предадут огню и разрушению. Западнее Смоленска, прямо с колес, вступили в бой. На его долю выпали тяжелые, изнурительные сражения за Смоленск, бои на Соловьевской переправе, контрнаступление под Ельней. На новом танке Т-40 Кабанов Михаил сражался на Московском направлении. 2 февраля 1942 года в бою западнее Тулы снарядом пробило броню, и Михаил был ранен в обе ноги. Он сумел выбраться из горящего танка. Когда пришел в себя, рядом из членов экипажа никого не оказалось.
«Мимо пробегали два танкиста (возможно, были легко ранеными). Они подхватили меня под руки и потащили с поля боя. Я кричал, чтобы ползли по-пластунски. Но они все бежали в полный рост. Вскоре раздалось три мощных снарядных взрыва, спасители мои упали, что с ними стало - я не знаю. Я свалился в овраг. Во время отхода меня заметили танкисты, положили на танк, чем-то привязали, чтобы не свалился. Там было уже два тяжелораненных, которые по дороге скончались. Нас подвезли к полевому госпиталю, оказали первую помощь и на полуторках и повозках отправили в г. Тулу. Многие не доехали, так как фашисты беспрерывно бомбили санитарные обозы», так вспоминал об этом бое Михаил.
Из Тулы он был направлен в эвакогоспиталь, где пробыл около 4-х месяцев. Не долечившись, стал проситься на фронт. Его направили на курсы усовершенствования командного состава, где готовили кадры для новой техники танков «ИС». Из 600 курсантов только 12-ти было присвоено звание техника-лейтенанта, в том числе Кабанову. Направили в действующую часть Калининского фронта. Назначили механиком-водителем танка «КВ», затем воевал на тяжелых танках «ИС» в составе 22 армии 1 и 2 Прибалтийских фронтов в должности зам. командира роты по технической части. За участие в боях был награжден орденом Отечественной войны II степени. Демобилизовался в мае 1946 года.
В 1951 году приехал в Бавлы. В это время шло интенсивное освоение Бавлинского месторождения нефти. Он пришел устраиваться на работу в нефтепромысел №1.
«Меня принял главный инженер Щебетин Андрей Алексеевич», вспоминал Кабанов. На работу приняли и предложили работать на передвижном компрессоре УКП-80, предназначенном для освоения нефтяных скважин. Я осмотрел компрессор, техника была мне неизвестна. Когда открыл переднюю часть, то обнаружил знакомый мне по танкам двигатель В2-300. Щебетин дал мне инструкцию, чертежи и другую документацию. За пять суток я выучил наизусть необходимые технические характеристики и попросил, чтобы предоставили возможность посмотреть, как работает компрессор на практике».
Техника эта была совершенно новой. На заводе «Борец» в Москве было выпущено всего 5 установок, одна из которых оказалась в Бавлах. После прохождения стажировки в г. Октябрьский Кабанов был допущен к самостоятельной работе. Впервые установку опробовали на скважине №333. При освоении присутствовали конструктор компрессора УПК-80 Сушко из Москвы, от треста - Плешков, начальник капремонта Григорьянц, главный инженер промысла № 1 Щебетин, начальник промысла №1 — Едигаров, мастер Наклеевский — всего 17 руководителей. Все находились на расстоянии 150 метров от работающего компрессора, как и положено по технике безопасности, кроме машиниста Кабанова и конструктора Сушко. После 3-х часов работы из недр земли пошла вода, затем эмульсия. Как только показалась нефть, перекрыли затрубную задвижку и нефть пошла в мерник. Так началось освоение скважин при помощи компрессора. За успешное выполнение этого задания Кабанову был повышен разряд, и он получил свою первую премию. Техники стало больше, получили еще четыре компрессора и Михаил Яковлевич стал обучать новых машинистов теории и практике работы, поочередно работая вместе с новичками.
С 1951 года и до выхода на пенсию вместе с ним работали: Золотовский К., Филиппов В., Полунин С.А., Попов Л., Шигапов С.Ш., Шакиров Н., Галиуллин Р., Мухамадеев Р., Нургалеев Р., Туишев В., Мухаметзянов, Кривошеев Г., Искандаров Р., Авраменко Н.А., Мещанов И.Р., Вахитов Р., Хабиров В., Багаутдинов Г., Купаев, Гарифуллин Т., Юлдубаев, Дюкарев, Хальфеев, Кравченко. Все они были высококлассными специалистами.
В 1965 г. компрессор был усовершенствован, поставлен на автомобиль КРАЗ, вместо воды стали заливать антифриз. Работать стало легче, эффективнее, но для этого машинисты компрессора должны были овладеть профессией шофера. Он овладел. Позже работал начальником, механиком компрессорного цеха, вновь машинистом компрессора.
Во время работы Кабанов вел общественную работу, долгое время был председателем месткома. Он был награжден орденом «Знак Почета», юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», в числе первых ему было присвоено звание «Ударник коммунистического труда». В 1977 году Кабанов М.Я. вышел на пенсию. Оставил работу из-за резкого ухудшения состояния здоровья. В нефтяной промышленности он начал и закончил работу машинистом компрессора УКП-80, отдав любимому делу более 25 лет. После четырехлетнего перерыва еще продолжал работать 19 лет.
http://podvignaroda.ru/?#id=19562043&tab=navDetailManAward