Константин Васильев и война
18 августа 1942 года немецкие оккупанты вошли в город Майкоп Краснодарского края. А через две недели, а именно 3 сентября родился будущий художник Константин Васильев Его отец, Алексей Алексеевич Васильев, главный инженер завода, ушёл в лес с партизанами. Мать. Клавдия Пармёновна Шишкина, техник-конструктор того же завода, вынуждена была остаться в городе, так как ждала ребёнка. Это было небезопасно для жены партизана и коммуниста, но выхода не было.
Алексей Алексеевич был участником Первой мировой и Гражданской войны, воевал в дивизии Чапаева, правда, не на коне, а на мотоцикле. Он любил технику, ещё в Гражданскую войну окончил мотоциклетные воинские курсы, а позже стал майором танковых войск.
Когда у Васильевых родился сын, пришлось его регистрировать в немецкой комендатуре. Мать записала его под именем Владислав. А через полгода немцев выбили из города и вернулся отец. Он был рад, что родился сын, но назвал его другим именем - Константин.
И хотя Костя был ещё совсем маленьким, война оставила в его душе глубокий след. Наши самолёты часто бомбили Майкоп. Ведь в городе засели немцы. Но доставалось и своим. Однажды, перед самым носом маленького Кости с неба упала бомба... и не взорвалась. Бомба-то была советская.
Через некоторое время немцы всё же узнали, что Клавдия Пармёновна жена партизана, и арестовали мать с ребёнком. Так маленький Костя попал в Гестапо. Но ему опять повезло. В Майкоп с проверкой приехал знаменитый немецкий писатель и философ Эрнст Юнгер и велел отпустить из тюрьмы женщину с младенцем. (Э. Юнгер происходил из старинного аристократического рода и мог позволить себе не соглашаться с Гитлером. Он разработал свою идеологию общественного устройства, написал книги «Рабочий», «Гелиополь» (Город солнца) и др. Он не участвовал в боевых действиях, а только инспектировал положение на фронте).
Но и после окончания Великой отечественной войны ещё долгие годы Костя Васильев вслушивался в рассказы отца и других участников войны о больших и малых подвигах наших солдат и офицеров, генералов и маршалов.
Любовь к героическому прошлому нашей Родины сохранилась у Константина Васильева до конца жизни и прерывалась разве что в юношеском увлечении модернизмом, и то, наверное, дремала в его душе. Он даже хотел стать военным, но не прошёл по зрению.
В 1968 году К. Васильев написал автопортрет на фоне древнеримского бога войны Марса. «Я сын войны», говорил он друзьям.
За четыре года до своей гибели Константин Васильев начал писать серию картин на тему Великой отечественной войны: «Нашествие» германцев на Советский Союз, «Парад 41 года на Красной площади», «Маршал Жуков». Константин любил военные марши и под их впечатлением написал картины «Прощание славянки» и «Тоска по Родине», которые вместе с центральной картиной «Маршал Жуков» составили величественный триптих подвига солдат-победителей и их героического маршала. Картину «Маршал Жуков» на фоне поверженного Берлина и брошенных к его ногам фашистских знамён художник дважды переделывал, добиваясь исторической правдивости и монументальности образа, как и в замечательном портрете Жукова, созданного Павлом Кориным и в памятнике воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине.
Константин Васильев собирался продолжить портретную галерею героев Великой отечественной войны. Известно, что он планировал написать портреты маршалов И. Конева и К. Рокоссовского, затем другие. Но не случилось. Зато он написал такие картины как «Сталинград», с немецким солдатом, нашедшим свою смерть на снежных равнинах России, на фоне пылающего, но не сдавшегося города Сталинград, а также картины: «Над Берлином» и «Унтер ден Линден в огне».
Всего было написано десять больших картин на военную тему. Когда оглядываешь их вместе, то кажется, что не было другого художника, который с таким поклонением и гордостью показал нам величие подвига Советского народа в Великой отечественной войне. И это сделал наш казанский художник Константин Васильев.