ЛУКИН МАКАР МИХАЙЛОВИЧ

  Макар Михайлович родился 14 мая 1905 года в г.Новочеркасск  Область Войска Донского (ныне ростовская область).   Трудовую деятельность Макар Михайлович начал в 1920 году рабочим-красноармейцем автомастерских Кавказского фронта. В 1922—1930 годах трудился на строительстве депо в Новочеркасске. В 1930 году поступил в Новочеркасский индустриальный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне   Южно-Российский государственный технический университет, Новочеркасский политехнический институт), после окончания которого в 1935 году и был направлен в г.Воронеж на Моторный союзный завод № 16 (Воронежский моторный завод № 16), где работал мастером цеха механической обработки, начальником группы и главным механиком (с конца 1936 года). 27 сентября 1937 года  Макар Михайлович был назначен директором Воронежского моторного завода № 16. Он быстро вошёл в курс дела, и уже в 1938 году завод перевыполнил план по выпуску авиационных   двигателей М-11.   В 1939—1940 года Макар Михайлович    являлся начальником 1-го, 3-го Главных управлений Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

В 1940—1942 года   он возглавлял в качестве директора Запорожский моторный завод № 29 им. П. И. Баранова («Завод № 29»), где тогда полным ходом шло освоение мотора М-85 и его модификаций. В сентябре 1941 года «Завод № 29» был эвакуирован в Омск. Благодаря усилиям Макара Михайловича, переезд завода и организация производства на новом месте прошли с минимальными потерями. Уже в ноябре 1941 года он приступил к выпуску продукции, дав 9,3 %, в декабре — 27,6 %, а в январе 1942 г. — 100 % программы. В 1942—1946 года Макар Михайлович работал директором «Завода № 16» в г.Казань. В 1943 году «Завод № 16» освоил поточное производство моторов, благодаря чему резко улучшилось качество сборки. Помимо этого, на предприятии разрабатывались и опытные моторы. 1 июня 1944 года Макар Михайлович издал секретный приказ № 27 об организации на «Заводе № 16» «Конструкторского Бюро реактивных двигателей /КБ-РД/, с непосредственным подчинением директору завода № 16 и начальнику 4-го Спецотдела НКВД СССР» (начальник опытного производства по реактивным двигателям и и. о. начальника КБ-РД — Н. Н. Артамонов, главный конструктор КБ-РД — инженер В. П. Глушко).

Под руководством Макара Михайловича предприятие неоднократно награждалось переходящим красным знаменем Государственного комитета обороны.

В 1944 году Макару Михайловичу было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы, 16 сентября 1945 года — звание Героя Социалистического Труда. При этом он стал первым Героем Социалистического Труда в ТатАССР.

В 1945 году Макар Михайлович являлся одним из руководителей групп специалистов, направленных в Басдорф (под Берлином), где находился филиал фирмы БМВ — конструкторское бюро и завод, занимавшиеся разработкой, постройкой и испытанием реактивных двигателей.

После окончания Великой Отечественной войны «Завод № 16» под руководством Макар Михайлович приступил к выпуску реактивных двигателей: в конце 1945 года были сданы военной приёмке первые пять двигателей РД-20.

В июле 1946 году Макар Михайлович был вызван в Москву, где получил назначение в Управление по кадрам Министерства авиационной промышленности (МАП) СССР.

11 июля 1947 года он был назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР по опытному моторостроению и начальником 8-го Главного управления МАП СССР. При этом главной задачей Макара Михайловича стало освоение производства реактивных двигателей.

Позднее он работал в аппарате Госплана СССР.

С 1958 года Макар  Михайлович являлся заместителем председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по авиационной технике.

В 1938—1947 года Макару Михайлович являлся депутатом Верховного Совета РСФСР, в 1946—1950 года — Верховного Совета СССР.

Награждён пятью орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

Умер 26 мая 1961 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.