МАЛИХОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Воспоминания
Войну я встретил в Москве, где жила наша семья на Филях, рядом с авиационным заводом № 22. Звуки сирены возвещали о налете немецких самолетов и бомбежке жилых кварталов. Под звуки сирены жители домов должны были срочно спускаться в подвалы подъездов. В один из налетов немецких самолетов в соседний, через дорогу, дом попала бомба, разрушив его от крыши до основания. Под звуки той же сирены возвещавшей уже о прекращении налета, люди выходили из подвалов и смотрели на то, как улетают немецкие самолеты. А уж потом разглядывали друг друга и смеялись над разношерстной одеждой, в которую успевали одеться. Так продолжалось до тех пор, пока завод № 22, а вместе с ним и нашего отца не эвакуировали из Москвы в Казань. Наша семья, три родных  сестры с детьми, были
эвакуированы  в Рязанскую область, рабочий поселок Сапожок. В том поселке семья родного  брата мамы и ее сестер. В мы прожили до сентября 1945 года, когда переехали с мамой к отцу в Казань. Не забыть моменты,
когда мы с мамой приходили к заводу № 22 накормить отца. Ведь он работал, порой, не приходя домой неделями.
Приехав в Казань, мы стали жить в Соцгородке, в трехкомнатной квартире на три семьи. Как помню, в одной комнате жили поп с попадьей, в другой - беженцы из Прибалтики, в проходной комнате - отец, мама и я. В Казани я поступил в третий класс общеобразовательной школе № 94, которую успешно закончил в 1953 году. В том же году поступил в  Авиационный институт. А в какой институт еще можно было мечтать поступить, вокруг жили рабочие авиационного завода и все разговоры были о самолетах и людях, которые на этом заводе работали.
В 1959 году я закончил учебу в институте и нас, 20 человек выпускников, пригласил работать в ОКБ авиационных двигателей г. Казани главный конструктор Зубец Прокопий Филипович. Одним из главных критериев выбора выпускников КАИ было наличие жилплощади. И это несмотря на то, что все мы уже были распределены в другие города и предприятия. Я, например, должен был ехать работать по распределению в Запорожье.
Так, с марта 1959 года началась моя производственная жизнь инженера-конструктора в г. Казани.
В процессе работы в ОКБ мне пришлось принять участие в техническом воспроизводстве авиационного двигателя, сбитого под Свердловском американского самолета- разведчика. Все мы были молодые, энергичные, за работу взялись с большим энтузиазмом, часто не считаясь со своим временем. Необходимо отметить, что изучая и воспроизводя конструкцию двигателя самолета, мы научились многому. Для ознакомления с конструкцией двигателя к нам приезжали гражданские и военные специалисты. Работа по разработке и изготовлению оснастки была закончена с опережением графика, первый экземпляр двигателя был собран. Следующим этапом моей работы стал перевод в ККБШР (Казанское конструкторское  бюро штепсельных разъемов), где работал сначала инженером конструктором второй категории затем первой категории, работал и. о. начальника конструкторской бригады, начальником сектора КТОСКБ,  начальником СКО Казанского завода радиокомпонентов, заместителем начальника отдела внедрения и применения разъемов  в отрасли ККБШР. В связи с резким снижением в начале девяностых годов производства основной продукции – электрических соединителей, на заводе стал вопрос о дополнительной  загрузке мощностей товарами народного 
потребления. Приказом директора А.И. Ларошина в 1993 году на заводе создан отдел товаров народного потребления, начальником которого назначен заместитель главного инженера  А.А. Малихов.

Из Книги "Дети войны. Воспоминания элеконовцев"

Прикреплённые изображения: