Никулин Николай Кириллович
Повестку ему, семнадцатилетнему колхознику артели «XII лет Октября» на Оренбуржье, принесли в декабре 1942-го. В августе 43-го бывший прицепщик оказался в Челябинске, в учебном танковом полку. На полигоне учился с новыми друзьями мастерски водить грозную машину на любой местности, днем и ночью поражать цель с ходу и с коротких остановок парным снарядом. Проходили по понтонному мосту, преодолевали «минные поля», вели учебные «бои», весь день не стихали выстрелы. Не раз звучало по рации:
—Внимание: повреждена гусеница!
И экипаж возится с «поврежденным» траком. Снимают запасной, в ход идут лом, кувалда. На счету каждая минута: создавалась обстановка, приближенная к боевой.
Через несколько месяцев условности кончились. В ноябре эшелон с новобранцами, среди которых был и сержант Николай Никулин, прибыл под Житомир на пополнение 375-го гвардейского отдельного танкового полка 1-го Украинского фронта. Здесь экипаж получил боевое крещение. При освобождении станции Дарница в машину угодил вражеский снаряд. Николая контузило, месяц пролежал в медсанбате, а затем - снова на фронт. В составе экипажа 45-тонной самоходной артиллерийской установки - ИСУ-152, разработанной на базе тяжелого танка КВ. Эти «стальные крепости» первыми встретили лавину фашистских танков на Курской дуге. Их пятидесяти килограммовые снаряды пробивали броню «тигров», «фердинандов», срывали с них бронированные башни.
- Вот и заставили мы гитлеровских зверей снимать шапки перед нашим орудием, - восклицали бойцы.
Началось формирование гвардейских тяжелых танковых бригад и отдельных танковых полков прорыва. Действуя на направлении главного удара, они своим огнем и броней сокрушали любую оборону врага.
Машины подтянулись одна к другой на положенную дистанцию и образовали единый броневой кулак. В стальном строю 5-й гвардейской танковой армии маршала П. Д. Ротмистрова шла самоходка комсомольца Николая Никулина. Сметая все на своем пути, танки рвались вперёд, пробиваясь с боями, продвигались в сутки на 45—70 километров.
Жарко в танке, пересыхали губы, но бойцы не сдавались смертельной усталости. Они вылезали из духоты кабин, потные, черные от пороховых газов. И, утолив жажду, тут же засыпали. А в перерывах между боями Николай частенько брал в руки баян, звучали песни, стрелок-радист осетин пускался в пляс. Заряжающим был казах, а механиком-водителем—Маруся, дивчина с Украины. Интернациональный, дружный, боевой экипаж! Он встретил Победу на Шпрее, в предместьях Берлина
Служил Николай вместе с братом великого полководца Г. К. Жукова —Василием. Может, поэтому определили его в мае во взвод охраны штаба маршала. В июле 45-го проходила Потсдамская конференция. И Николай видел Сталина, президента США Трумена, премьер-министра Англии Черчилля.
Демобилизовавшись, Н.К.Никулин окончил в Оренбурге
автомобильно-транспортный техникум. Направили в Чис-
тополь на завод ГАРО (ныне «Автоспецоборудование»).
Работал техником-механиком, технологом, главным технологом. Трудился на часовом, ликеро-водочном, судоремонтном заводах. С супругой Марией Васильевной Николай Кириллович вырастили двух сыновей. Теперь радуют их не только дети, но и пять внуков.
Источник: Солдаты Победы. Часть 1. Чистополь, 2010 г. – С. 76-77.