Родился 20 июня 1924 года в д. Кзыл-Яр Бавлинского района Татарской АССР. Татарин. В Великой Отечественной войне участвовал в качестве наводчика «Катюш» на 1-ом Ленинградском, 2-ом Белорусском фронтах с 1942 по 1945 годы. Участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, взятии Берлина. Награжден орденом Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу», медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.» Неоднократно удостаивался благодарностей Верховного Главнокомандования. Гвардии сержант. Демобилизовался в марте 1947 года.
Соль земли.
Разные бывают люди. Одним не терпится показать себя, выпячивая по-всякому свои заслуги, а другие, хотя прошли огонь и воду, сделали гораздо больше, предпочитают молчать об этом. Что это? Излишняя скромность или черта характера? - не знаю, но мне по душе последнее. Если подумать, скромность - одна из лучших черт характера человека. Недаром в народе говорят: «Не хвали себя, пусть тебя похвалят другие». Житель села Кзыл-Яр, ветеран Великой Отечественной войны и нефтяной промышленности Мирсаит Шаяхметов из числа скромных тружеников. Будь на его месте кто-нибудь другой, сидел бы на собраниях в президиуме, бил бы себя в грудь, говорил пламенные речи. Но он не из таких, хотя имеет для этого все основания. В годы войны громил врага на легендарных гвардейских минометах «Катюшах», за храбрость награжден двумя медалями «За отвагу», которые бывалые солдаты равняют к ордену. Победу встретил в Берлине. Вернувшись к мирной жизни, Мирсаит Нургалиевич проработал в нефтяной промышленности 37 лет, был удостоен за самоотверженный труд десятка Почетных грамот, медалей, значков. А многие ли знают об этом? Его отец, уроженец села Кзыл-Яр - Нургали Шаяхметов, нашел себе спутницу жизни в Белоруссии в годы гражданской войны, проходя боями Гомельщину. Молодая женщина, не знавшая до того ни слова по-татарски быстро его освоила, стали ее звать Аминой. Мирсаит - первенец в этой семье. Через два года родилась сестренка Фатыма. в 1932 году еще одна - Роза. Они жили зажиточно: отец занимался обработкой шкур, заказов было мною. В доме была полная чаша: держали лошадь, корову, другую живность. А это в то время считалось нежелательным явлением, и когда началась коллективизация, семью выселили из собственного дома. Шаяхметовым не осталось другого выхода, как уехать из родных мест. Нургали ага завербовался на торфоразработки в Ленинградскую область. Мирсаит, окончив семь классов, также стал торфоразработчиком. Когда в 1938 году умер отец, он стал основным кормильцем семьи. Начавшаяся финская война быстро дала о себе знать. Над станцией Жихарево, где жили Шаяхметовы, с грозным гулом пролетели боевые самолеты. Мирсаит даже сам видел, как сбили несколько финских бомбардировщиков. Началась Великая Отечественная война. Её грозное дыхание быстро дошло и до этих мест. Ремонтно-механический завод, электростанцию и другие важные объекты стали минировать. Но назначенный в те дни новый военный комендант, видимо, сумел доказать, что нельзя этого делать - вышел приказ завод эвакуировать. Мирсаит и его товарищи в течение августа, сентября и октября были заняты демонтажем оборудования и погрузкой на эшелоны. 15 ноября с последним эшелоном, бросив все нажитое, отправились в дальний путь шесть семей. За Волховом железнодорожное движение было прервано. Вместе с другими эвакуированными Шаяхметовы продолжили путь пешком. Со многими трудностями до станции все же добрались, упросили посадить на эшелон с оборудованием эвакуируемого Кировского завода. По пути испытали ужасы бомбежек, но все же добрались до Уфы. Отсюда до родимых мест было уже рукой подать, на пассажирском поезде доехали до станции Ютазы. В Кзыл - Яре им негде было жить, поэтому первое время их приютила семья тети Каримы, живущая в Исергапово. Через два месяца тогдашний председатель Кзыл-Ярского колхоза Сагибгарей Султанов позвал их в родное село. Мужчин в селе осталось мало. Мирсаит и его мать «впряглись» в колхозную работу. Юноша, привыкший к труду, делал всё, что поручали: пахал землю, сеял, молотил. В середине июля 1942 года настал черёд и Мирсаита. Повестку ему привезли прямо в поле, где он лобогрейкой косил рожь. Сначала его направили на курсы осваивать материальную часть гвардейских минометов. Затем в бой. Сержант Мирсаит Шаяхметов в составе войск Калининского фронта участвует в кровопролитных боях, потом их бросают на прорыв Ленинградской блокады. Быстро меняя дислокацию, их грозные «Катюши» обрушивали на врага всесокрушающие удары. Каждая установка была заминирована - поджечь бикфордов шнур и восемь килограммов тола разнесут «Катюшу» на мелкие кусочки. Однажды такая опасность возникла. У одной установки полетело сцепление. К тому же и горючее было на исходе. Командир батареи капитан Карпов приказал сержанту Шаяхметову, взяв с собой одного бойца, пробиться через вражеское окружение и любой ценой привезти запчасти и бензин. Бойцы не только добрались до своих, но и пробились обратно на бензовозе, прихватив новое сцепление. Гвардейский миномет остался в строю, снова стал посылать свой смертоносный груз на врага. За долгие дороги войны многое пришлось пережить Мирсаиту. Вместе с боевыми друзьями он на берегу Эльбы встретился с американцами, добил врага в его логове. Хоть и пришла победа, их не спешили демобилизовывать. Еще два долгих года пришлось служить Мирсаиту на земле Литвы. Лишь в конце 1947 года возвратился он в родные места. В начале 1948 года пришёл устраиваться на работу в Октябрьскую автотранспортную контору. Бывшего воина приняли, как говорится, с раскрытыми объятиями, такие нужны были позарез. Все 37 лет до выхода на пенсию Мирсаит Шаяхметов работал в своей системе, обслуживая нефтяные объекты. Трудовая книга у него полна записей, но все они или об изменении наименований предприятий, или благодарности. Нелегко приходилось в те годы водителям. Дорог хороших не было, а скважины, в основном, размещались на опушках леса или середине полей. В любое время суток приходилось завозить к ним трубы, запасные узлы, инструменты, горючее. Через несколько лет их четвертая автобаза была передана Бавлинскому нефтепромысловому управлению. На каких только автомашинах не работал Мирсаит: от ЗИС-5 до КрАЗов. Ему почти не приходилось водить бортовые машины, в основном, он управлял специальными автомашинами с прицепом. В те годы он работал рядом с такими известными нефтяниками, как Степан Баклушин, его сын Николай, Мутагар Нургалиев, Мугаллим Гимазов, Газим Гайфуллин и другие. «В сильные морозы как начнет снижаться температура в двигателе, так быстрей снимаешь ватник и укрываешь капот», вспоминал Мирсаит Нургалиевич. Много было всякого: и буксовали во время весеннего и осеннего распутья, кормились всухомятку и спали в кабинах, уезжая в дальние рейсы; при поломках за ночь восстанавливали машины. Если подумать, он полных двадцать лет обслуживал на своей машине цех погружных установок, а потом подземного ремонта скважин. В январе 1985 года ушел на заслуженный отдых из УТТ НГДУ «Бавлынефть».
Ф. ШАЙДУЛЛИН