Фотография № 38626
Зал Славы Музея истории ОАО "КМПО".2014
Вот уже восемь десятилетий ОАО КМПО создает различные авиамоторы, которые стали своеобразной визитной карточкой советского, а ныне - российского двигателестроения.
История завода, трудовые свершения людей были отражены уже в первой экспозиции - музее трудовой славы,- который был открыт 22 апреля 1970 года. В 1989 году произошла его первая, в 2001 - вторая реэкспозиция, экспозиция перенесена в новое здание - на первый этаж заводоуправления. Площадь музея увеличилась до 420 кв. метров, поменялся с уклоном на технический его профиль.
Современная экспозиция размещена в трех залах.
Первый зал музея - исторический. Здесь раскрываются темы: «История советской авиации», «История моторостроительного завода», «Руководители предприятия», «Наши герои», а также награды завода, знамена.
Основой содержания экспозиции второго зала является история отечественного моторостроения 1931-1945 годов. Представлены первый поршневой пятицилиндровый авиадвигатель воздушного охлаждения М-11 (конструкция А. Д. Швецова для самолетов ПО-2 (У-2), который начал выпускаться еще в Воронеже в 1934 году, а впоследствии в Казани, где на базе Казанского моторного завода № 27 и эвакуированного Воронежского моторного завода № 16 в 1941 году было создано предприятие авиационной промышленности (ныне КМПО).
В 1942-43 годы в опытно-конструкторском бюро, укомплектованном высококвалифицированными специалистами, под руководством главного конструктора В. П. Глушко и заместителя по летным испытаниям С. П. Королева, волей судеб, также оказавшихся во время войны в Казани, разрабатывается первый жидкостной реактивный двигатель РД-1. Его устанавливался на самолетах ПЕ-2 и использовали как ускоритель.
Экспонаты второго зала рассказывают о реактивных двигателях, выпускаемых на предприятии в 1946-1962 годы.
Кроме самих авиамоторов для первых реактивных истребителей - МИГ-9, МИГ-15, ЯК-23, посетители знакомятся с их техническими параметрами и характеристиками, с материалами о ведущих конструкторах - А. Д. Швецове, В. Я. Климове, В. М. Яковлеве и др.
В ноябре 1951 года в истории коллектива произошло значительное событие. Приказом министра авиационной промышленности заводу было поручено изготовление нового турбореактивного двигателя РДЗМ-500 (конструкции А. А. Минулина) для первого пассажирского реактивного самолета ТУ-104, сыгравшего огромную роль в истории авиации. Выпускался этот тип двигателя до 1981 года.
С 1962 года на заводе началась эпоха внедрения разработок Генерального конструктора, академика, дважды Героя Социалистического труда Н. Д. Кузнецова. Она стала новой ступенью в развитии предприятия. Создано 57 оригинальных газотурбинных двигателей для самолетов различного назначения, а также приводов нагнетателей газоперекачивающих агрегатов.
В 1962 году освоено серийное производство газотурбинного двигателя НК-8-4 для самолета ИЛ-62. В 1969 году началось серийное производство двигателя НК-8-Гу для самолетов ТУ-154Б. В 1975 году завод приступил к освоению двигателей НК-86 для первого широкофюзеляжного аэробуса ИЛ-86, серийное производство которого началось с 1980 года.
В следующем зале освещаются темы: «Продукция предприятия в 1980-90 годы»; «Товары народного потребления, сельскохозяйственная техника»; «Лодочные моторы»; «Авиационный поршневой четырехцилиндровый двигатель Н-26 (П-1000 - для легкомоторной авиации)» и многое другое.
Завершаются они материалами по теме «ОАО КМПО в условиях рыночных отношений». Наиболее интересным экспонатом здесь является престижная международная награда «Факел Бирмингама» - символ социально-экономического возрождения, - которая была вручена в 1995 году генеральному директору КМПО А. Ф. Павлову.
Разнообразны материалы, посвященные празднованию заводом юбилеев: подарки, поздравительные адреса, сувениры и т.д.
Посетители смогут по достоинству оценить художественное оформление залов, где использовано современное музейное оборудование и материалы.
Сегодняшняя экспозиция, наряду с познавательными и воспитательными, выполняет и рекламно-представительские функции, наглядно используется для расширения круга деловых партнеров, поиска новых контактов, заключения важных для авиастроителей договоров. Она интересна и самым разнообразным посетителям: рабочим, студентам технических вузов и т.д.
Директора музея : Иванов П.Ф. (1970 -1984 ); Козин А. К.(1984 – 1997 ); Жмурченко Г.И. (2001 – 2010 ) С 2010 – по настоящее время Иванова Л.М.