Фотография № 40374
Фрагмент экспозиции музея посвящен телефонной связи в годы Великой Отечественной войны. 2014
Во время войны резко выросло значение Казани как пункта междугородной связи: проходила интенсивная эвакуация на Восток населения, промышленных предприятий, научных учреждений. Наркоматом связи были приняты меры по повышению пропускной способности линии связи Москва — Казань: была установлена аппаратура уплотнения СМТ-34 и СТДУ-35. Перед войной ленинградский завод «Красная заря» изготовил первый комплект отечественной 12-канальной аппаратуры для образования дополнительных ВЧ каналов по цветным цепям, уплотненным аппаратурой СМТ-35. Этот комплект должен был работать на связи Москва — Ленинград. Но в блокадную зиму 1941/42 года эта аппаратура была вывезена через Ладогу на восток и с июля 1942 года начала работать на магистрали Москва — Казань. В напряженных условиях создавались линейные сооружения, усилительные пункты, настраивалось оборудование. Новые средства обеспечили надежную телефонную связь столицы с Казанью, а через нее со многими другими важными пунктами страны. В 1943 году была разработана и изготовлена аппаратура так называемого деления каналов. С ее помощью каждый телефонный канал 12-канальной системы делился на два, что позволило еще больше увеличить число телефонных каналов на связях Москва — Казань. Когда встала необходимость усилить правительственную связь между Москвой и Куйбышевом, в зиму 1941/42 года началась подвеска дополнительной медной цепи Казань—Куйбышев. Работа велась в исключительно трудных условиях, но благодаря самоотверженному труду линейщиков она была закончена в срок и сдана в мае 1942 года. Тогда же была сдана рокадная связь между Казанью и Мордовией. В 1942 году работники Казанской МТС в суровых зимних условиях приступили к налаживанию связи со Сталинградом. Эта работа также была выполнена в срок. Все крупные работы были осуществлены инженерами В. В. Кигель, В. Е. Фирсовым, М. Ф. Плотниковым, О. Г. Волковой, техниками /Трофимовой, Васильевой, Рыжкиной и другими.
На казанской междугородке самоотверженно трудились все. Нагрузка выпадала на всех очень большая, работали до изнеможения, но связь действовала бесперебойно. Наряду с казанцами здесь трудились специалисты, эвакуированные из оккупированных противником районов страны, в подавляющем большинстве женщины. Условия их жизни были крайне трудными. В одной комнате жили по нескольку семей. Прибывшие зачастую оказывались без теплой одежды, но никакие лишения не могли вызвать отчаяния и упадка духа. Опытный техник МТС В. П. Трофимова вспоминала, что сложность работы в военные годы заключалась еще в отсутствии запасных частей: каждый винтик, каждый проводок надо было беречь. «Работы было настолько много, что девушек порой отпускали домой только на 2 часа в сутки»,— говорила Вера Петровна. За многолетний и добросовестный труд она награждена медалью «За трудовую доблесть». Начальником смены на МТС в годы войны была Г. Д. Соловьева, участница довоенного слета стахановцев в Москве. Она вспоминает: «Работа в военных условиях, конечно же, была очень тяжелой. После работы женщины заготавливали дрова, носили воду, чтобы выжить. И они выжили и победили. За многолетний добросовестный труд Глафира Дмитриевна награждена орденом «Знак Почета».