Джалиль (Залилов) Муса Мустафович родился (1906 – 1944) в д. Мустафино Оренбургской губернии. В 1914-1919 гг. учился в медресе "Хусаиния", в 1919-1924 гг. в Татарском институте народного образования (г. Оренбург). Работал инструктором уездных комитетов ВЛКСМ в гг. Орск и Оренбург (1925-1927 гг.). В 1927-1938 гг. жил в Москве. С 1928 года редактор детского журнала "Кечкене иптэшляр", с 1929 года - "Октябрь баласы", одновременно учился в Московском университете (1927-1931 гг.). С 1933 г. заведующий отделом литературы и искусства газеты "Коммунист", с 1935 г. заведующий литературной частью Татарской оперной студии в Москве. В 1939-41 гг. ответственный секретарь правления Союза писателей ТАССР.
Начал печататься в 1919 г. в военной газете "Кызыл юлдуз" ("Красная звезда"). Первый поэтический сборник "Барабыз" ("Мы идём") вышел в 1925 г. в Казани. Для творчества Джалиля 1920-х гг. характерны воспевание героики революции и Гражданской войны (поэма "Њткђн юллар" — "Пройденные пути", 1924-1929 гг.), романтические образы рядовых строителей социализма (сборники "Орденлы миллионнар" - "Орденоносные миллионы", 1934 г., "Хат ташучы" — "Письмоносец", 1938 г., опубликовано в 1940 г.). Джалиль - автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер (в том числе оперы "Алтынчеч", Государственная премия СССР, 1948 г.).
Джалиль прошёл путь от открыто публицистической, лозунговой поэзии ("Бђхет" — "Счастье", "Ил халкына" - "Народу страны") к образной, эмоционально насыщенной поэтической речи ("Чишмђ" — "Родник", "Сагыну" — "Томление"). Среди произведений Джалиля есть и незатейливые детские стихи, и злободневные поэтические репортажи, и фельетоны в стихах. Наряду с А.Кутуем, К.Наджми, Х.Такташем, Х.Туфаном и другими молодыми поэтами, Джалиль участвовал в новаторских исканиях 1920-1930-х гг.
В годы Великой Отечественной войны Джалиль - корреспондент газеты "Отвага" 2-й ударной армии. В июле 1942 года тяжело раненным попал в плен, прошёл через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии. Находясь в немецком плену, принимал активное участие в деятельности подпольной группы татарских военнопленных, созданный Г.Курмашем, был её идейным вдохновителем. По заданию этой группы работал в организации "Tatarische Mittelstelle" ("Татарское посредничество", Берлин), созданной немцами для проведения пропагандистской работы среди военнопленных татар с целью вовлечения их в так называемый "Волго-татарский легион" и использования в войне против СССР, вёл культурно-просветительскую работу среди военнопленных и подрывную работу против гитлеровцев. Вместе с десятью товарищами по подполью был казнён в фашистской тюрьме Плетцензее 25 августа 1944 г. Герой Советского Союза (1956 г., посмертно), лауреат Ленинской премии (1977 г., посмертно).
Творчество военных лет стало образцом военно-патриотической лирики. Он продолжал писать в лагерях для военнопленных и тюрьме Моабит (Берлин), где провёл более года, будучи приговорённым к смертной казни. Стихи Джалиля передавались из рук в руки наравне с антифашистскими листовками подпольной организации. Сложными путями, через Францию и Бельгию, в 1946-1947 гг. на родину дошли две тетради, в которых содержатся 93 стихотворения, созданные в 1942-1944 гг. в плену. Цикл "Моабит дђфтђре" ("Моабитская тетрадь", 1953 г.) - потрясающий по силе воздействия документ, свидетельствующий о стойкости и мужестве советского народа, о громадной цене великой Победы. Вместе с тем это высокая поэзия, разнообразная в жанровом и стилистическом отношениях, которую отличают внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа. В "Моабитской тетради" поражает острота ощущения непреходящей ценности жизни в предчувствии близкой гибели. Нерв цикла - извечное столкновение сил добра и зла, человечного и бесчеловечного, жизни и смерти. В стихотворении "Серле йомгак" ("Волшебный клубок"), "Вђхшђт" ("Варварство"), "Алман илендђ" ("В стране Алмания") поэт проводит мысль о том, что фашизм органически враждебен всему живому; фашизм и смерть для поэта — синонимы. Его последние стихи — гимн стойкости защитников Родины.
Поэтическое наследие Джалиля стало неотъемлемой частью многонациональной советской литературы. Джалиль внёс вклад в развитие татарской поэзии советского периода и как поэт-лирик, и как поэт-песенник (несколько десятков его стихотворений положены на музыку и стали популярными песнями), и как автор лироэпических поэм. Цикл "Моабитская тетрадь" переиздавался десятки раз на татарском и русском языках, переведён на многие другие языки. В 1968 г. была учреждена Премия комсомола Татарии им. М.Джалиля (с 1997 г. Республиканская премия имени М.Джалиля), в 1966 г. установлен памятник (скульптор В.Е.Цигаль, архитектор Л.Г.Голубовский), в 1970 г. открыт мемориальный музей в г. Мензелинске, в 1983 году - Музей-квартира в Казани.