Фотография № 12275
Нестеров И.А. Портрет Сычёва Н.П. - академика живописи, реставратора. Чистополь. 1942. Бумага, карандаш
Нестеров Иван Александрович (1911 — 1991), уроженец города Чистополь, художник, работал в годы войны техником в Чистопольском радиоузле, был знаком со многими эвакуированными писателями, создал целую галерею карандашных рисунков и офортов портретов писателей и своих земляков. Со многими писателями его связывала тесная дружба. Все карандашные рисунки выполнены им с натуры, в те часы, когда писатели записывались на местное радио со своими выступлениями.
Художественный талант Нестерова И. А. не только природный, он брал уроки у настоящего мастера, его можно смело считать учеником профессора Сычева Николая Петровича, который волею судьбы проживал в Чистополе с 1942 по 1944 год.
Сычев Н. П. (1883 — 1964), академик живописи, выдающийся искусствовед, крупнейший специалист по древнерусской живописи, археологии и реставрационному мастерству. Это был замечательный российский интеллигент и крупный ученый, профессор Санкт-Петербургского университета и Института истории искусств. Оставил он память о себе и в истории развития музейного дела в России. В 1921 году он был избран на должность директора Государственного Русского музея сроком на 5 лет и много преуспел на этой должности. Не говоря о новых экспозициях художественного и этнографического отделов, им спасены от полного разграбления и восстановлены дворцы-музеи князей Шереметевых, графа Шувалова, в которых были организованы историко-бытовые филиалы Русского музея. Николай Петрович обладал огромными познаниями в области реставрации памятников древнерусского искусства, он реставрировал Владимирский Успенский собор, сохранив фрески 1408 г. Андрея Рублева, руководил работами по реставрации одного из величайших памятников национального зодчества — собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве.
В 1930-е годы он был репрессирован, в апреле 1942 года Сычев Н.П. как поднадзорный и имеющий «минус 20» оказался в Чистополе. Приехав в Чистополь, он пришел в краеведческий музей, где и познакомился с Нестеровым. Некоторое время опальный профессор живописи даже жил на чердаке музея, пока Иван Александрович не поселил его у себя в одной из 2-х комнат своей скромной небольшой квартиры, где он проживал с женой и маленьким сыном, сильно при этом рискуя.
Чистопольский период жизни Н. П. Сычева можно обозначить как короткое отдохновение после страшных лагерных мытарств, хотя он и находился под надзором НКВД, не получал продовольственных карточек, был «лишенцем», словом, имел весь стандартный набор постлагерного ада. А с другой стороны, в маленьком, по-своему уютном (несмотря на тяжелый военный быт) городке были и знакомые по Ленинграду в числе эвакуированных и беженцев. И, главное, были прекрасные скромные люди, проявившие участие, душевную щедрость и оказавшие самую необходимую помощь с жильем, пропитанием и духовной поддержкой. И среди них первый — И. А. Нестеров. Вместе они выезжали на пленэры в окрестности Чистополя. Иногда им составлял компанию доктор Авдеев Дмитрий Дмитриевич, который приглашал их на свою дачу. До другого берега Камы, где она находилась, добирались весельной лодкой. От тех давних общений трех разных по возрасту русских интеллигентов остались небольшая, написанная маслом картина Н. П. Сычева (портрет Авдеева Д. Д. на природе) и многочисленные офорты Нестерова И. А. Свои первые уроки художественного мастерства брал тогда еще только начинающий рисовать Нестеров у замечательного Учителя — Николая Петровича Сычева. Он обучил его владеть кистью, графическому мастерству, технике офорта.
Именно этот период ученичества был наиболее плодотворным у художника Нестерова. Карандашные портреты писателей были выполнены им как раз в это время. Кто знает, может быть, некоторые из них правились и рукой учителя — Н. П. Сычева.
Дружба Нестерова И. А. с Сычевым Н. П. не прервалась и после отъезда последнего из Чистополя в г. Владимир в 1944 году. Долгие годы их связывала интереснейшая переписка, в которой можно найти и слова высокой оценки Сычёвым творчества Нестерова: «Не бросайте искусства. Природа наградила Вас талантом, и зарывать его в землю нельзя».