ОБЫЧНАЯ ФРОНТОВАЯ НАПРЯЖЕННАЯ ЖИЗНЬ
Фролов Георгий Михайлович участник «Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» с 1941 года.
В 1940 г. г. поступил в Казанский аэроклуб в спецгруппу. Весной1941 г. успешно сдав экзамены, весь выпуск спецгруппы был направлен в г. Ульяновск – в Ульяновское летное училище истребительной авиации. После медкомиссии зачислен в технический состав. Трехмесячные занятия по изучению самолета ПО – 2, что было уже знакомо по аэроклубу, в школе младших специалистов -ШМАС, получена официально техническая специальность – авиамоторист.
После принятия присяги мы, мы молодые авиаспециалисты, были распределены по эскадрильям. 1941 год – военное время, работа эскадрильи строилась также на военный лад, проводили теоретические занятия для курсантов – будущих летчиков, техники готовили материальную часть самолета. Летное время 1942 года характерно напряженной работой всего коллектива эскадрильи: максимальное использование летного времени, самолеты находились в полетах по 12 – 14 часов. Ускоренный выпуск летчиков для фронта – веление военного времени.
Ульяновский период характерен тем, что аэродром училища стал по сути промежуточным аэродромом между г. Москва и г. Куйбышев, где находилось основное правительство страны. На Ульяновский аэродром часто приземлялись правительственные самолеты, самолеты высокопоставленных лиц. На моей памяти три встречи Героев Советского Союза Коккинаки и Гризодубовой, одна из встреч – с Наркомом обороны страны Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Наступает конец 1942 года, начало 1943 – приходит извещение о приеме заявлений от тех, кто хочет поехать на фронт. В числе 12 технарей я также подаю заявление, все заявления рассмотрены и подписаны, и нас зачисляют во вновь формируемый 569 ШАП – штурмовой авиационный полк.
С февраля 1943 года начинаются мои фронтовые дороги в качестве моториста и авиатехника. Закончена Летно – техническая подготовка полка, полк сдает экзамен армейской комиссии, получает риказ на выполнение боевых заданий. Сентябрь 1943 года – начало боевых действий в Подмосковье
– Кубинка, первые боевые вылеты. Мне вручена авиатехника – самолет ИЛ – 2, экипаж командира самолета Ивана Мороза и воздушного стрелка Николая Дунаева. Так началась фронтовая жизнь.
Первые два дня были боевыми не только для экипажа, но и для технаря. Машина экипажа была подбита, пришлось с помощью БАО – батальона аэродромной службы менять стабилизатор хвостовой части самолета. Эта работа длилась два дня, так как самолет напарника моего командира тоже был подбит. Нам с коллегами пришлось два дня подряд вести ремонтные работы, чтобы к утру наши самолеты были готовы к вылету. Пошла обычная напряженная фронтовая жизнь.
За время фронтовой жизни полк прошел большой путь фронтовых дорог, путь от Москвы до Берлина. Вот перечень городов, где в боевых операциях принимал участие 569 ШАП: на территории Армянской ССР – г. Нахичевань, г. Ленинакан, г. Кировокан. В Белоруссии: г. Минск, г. Бобруйск. В Польше: г. Осовец, г. Гдыня, г. Данциг, г Кенигсберг, г. Быдгож, г. Цеханов, г. Эльбинг, г. Штетин и др.
Летом 1944 г. ожесточенные бои шли за освобождение Бобруйска. В боях по окружению немецких войск юго – восточнее города приняли активное участие летчики 569 штурмового авиационного полка. Особенно отличились ведущие групп, в том числе командир 2-й эскадрильи капитан Николай Чебаненко и его заместитель Иван Морозов. 29 июня 1944 года Москва салютовала доблестным войскам Белорусского фронта, в том числе нашему 4 корпусу штурмовой авиации под командованием генерала – лейтенанта, Героя Советского Союза Т. Г. Байдукова. Летчики 569 ШАП сделали более 350 боевых вылетов. За отличное выполнение боевых заданий награждены орденами и медалями 87 человек. Командир 2-й эскадрильи капитан Николай Чебаненко Награжден орденом «Александра Невского». Н. Чебаненко – опытный командир, отважный летчик. В боях за г. Кенигсберг Николай Чебаненко погиб.
В1944 г. наши летчики стали поистине героями, ассами, летному мастерству превосходили фашистов, которые свое мастерство и героизм изображали символами диких зверей на хвостовом оперении или фюзеляже самолета. Эту моду перехватили и наши летчики. На самолете нашего экипажа была приклеена фотография красивой девушки из журнала «Крестьянка». По приметам женщина на корабле приносит несчастье. Экипаж дважды был подбит и совершил вынужденную посадку: летчик и стрелок остались, к счастью, живы и вернулись в полк. Традиции традициями, но на третьей машине никаких эмблем до конца войны не было.
За время боевых действий и военных лет с 1943 г. по1945 г. была проделана большая и напряженная работа по подготовке материальной части самолетов. За три года боевых действий экипаж сменил три самолета, два из них, после вынужденных посадок в следствии попадания немецкой артиллерией, были списаны, третий самолет дослужил до конца войны.
Окончание войны полк встретил на аэродроме города Гроссен – Хоген, в 20 км от г. Штетин.
Конечной точкой дислокации полка был город Рейхлин в 60 км от столицы Германии г. Берлина. За время боевых действий мною была обеспечена подготовка материальной части самолетов. Всех вылетов экипажей было более тысячи. За обеспечение боевых заданий командир экипажа Иван Морозов был удостоен среди девяти награжденных в полку высокого звания Героя Советского Союза, воздушный стрелок Николай Дунаев награжден боевыми орденами и медалями.
Ваш покорный слуга, автор этих строк, награжден медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», и орденом «Красной Звезды». В послевоенное время я был награжден орденом «Отечественной войны» II степени" и всеми юбилейными медалями, в том числе медалью Жукова Георгия Константиновича – четырежды Героя Советского Союза.
Г. М. Фролов, 2015 г.
Работал на «Казанском электротехническом заводе» 1951 – 1994 гг. нач. БРИЗ
Материал из книги «Солдаты победы!» Воспоминания работников завода – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, КЭТЗ, Казань, 2020