САРИМОВ МУБАРАКША САРИМОВИЧ
Родился в 1914 году в с. Акбаш Ютазинского района Татарской АССР. Из крестьян. Татарин.
В Великой Отечественной войне участвовал с мая 1942 года до Дня Победы 9 мая 1945 года. Воевал на Западной Украине, с боями дошел до Праги. На фронте потерял родного брата. Гвардии рядовой.
Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями, «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.», юбилейными медалями.
Закончив войну в Праге, Мубарак Саримов возвратился в Бавлы в декабре 1945 года. Его внимание не могли не привлечь интенсивные поиски нефти в окрестностях села. Мубарак решил стать нефтяником и вместе с односельчанином Абелгасом Камаловым поехал в «Туймазанефть». Возвратившихся с фронта, стосковавшихся по мирному, созидательному труду парней на работу приняли охотно, назначили мотористами на вторую буровую, которую бурили недалеко от Бавлов. Делали парни все: были и мотористами, и кочегарами, и грузчиками, и землекопами.
В ту пору подходили к концу работы на буровой №1, где вела бурение бригада Степана Баклушина.
17 сентября 1946 года девон заговорил - скважина начала фонтанировать. Этот момент и стал началом Бавлинской нефти. А на скважину, только что введенную в строй, операторами назначили Мубарака Саримова, Абелгаса Камалова, Асгата Гамбарова, хотя у них еще и опыта не было, многого не знали. Но постепенно начали постигать секреты добычи нефти, осваивать оборудование скважины, посменно стояли на вахте. Самая важная задача оператора обеспечить нормальную работу скважины, своевременно очищать ее от парафина. А для этого каждые два-три часа необходимо было опускать и поднимать ручной лебедкой скребок, а эта работа отнимала много времени. Тогда ведь делалось вручную, механизмов не было.
Наступила зима. Когда еще были дороги, добытую нефть вывозили машинами, тракторами. А зимой все дороги заносило снегом, нефть девать было некуда. На время пришлось остановить ее добычу. Только в начале 1947 года, когда проложили нефтепровод, возобновили добычу и начали качать нефть в Башкирию. Но при этих условиях работа шла не очень гладко. В морозы часто случались порывы нефтепровода, приходилось останавливать добычу и идти искать место аварии. В лесах и полях, занесенных сугробами, обнаружить место порыва было нелегко. Ликвидация аварии тоже не обходилась без операторов. Несмотря на то, день стоит или ночь, не доводя дело до конца, работу эту не оставишь. А потом еще надо
собрать пролившуюся нефть, и не всегда бывает автотранспорт. Даже запасные части иногда завозили на лошадях. Идти же на вахту пешком — обычное дело.
Мубарак Саримович радовался со всеми первому нефтяному фонтану на бавлинской земле и пережил все трудности начального периода. Здесь он закалялся как нефтяник, оттачивал свое мастерство добытчика.
Постепенно росло количество скважин. Были пробурены в эксплуатацию 3-я скважина на нижней окраине Бавлов, 4-ая — рядом с Исергаповской дорогой, 5-ая — около села Васькино-Туйрала, 6-ая — в Галкино, 8-ая — рядом с Тат. Тумбарлами, 10-ая — недалеко от Потапово Тумбарлы. Увеличился поток нефти и количество нефтяников. В Бавлах был организован первый промысел. А через некоторое время недалеко от Потапово Тумбарлы начал работать и второй. Так родился трест «Бавлынефть».
Мубараку Саримовичу пришлось обучать любимому делу многих операторов, которые приехали из соседних районов и республик. Саримов особенно тепло вспоминает трех братьев Губайдуллиных — Камиля, Бадрутдина, Анвара, прибывших из Башкортостана. Они были энергичными, деловыми. После окончания техникума приходит па промысел Владислав Наклеевский. Сначала он работает оператором, учится у Саримова. Потом становится помощником мастера, мастером, проработал на инженерно-технических должностях на промысле 45 трудовых лет.
В начале пятидесятых годов на промыслах начинают внедрять механизмы по депарафинизации, простейшие автоматические устройства. Многие из них сами нефтяники мастерят, некоторые привозят из других нефтяных районов. В тот период Саримов и его сослуживцы немало трудятся над проблемой механизированной очистки скважин от парафина. Все это в какой-то степени облегчает работу нефтяников, но их заботы не убавляются. Каждый оператор начинает обслуживать три-четыре скважины, а ведь еще многое выполняется вручную, и аварии случаются. Бывало, оборвется проволока и скребок упадет в забой. Для ликвидации аварии требовались не только дни, иногда недели.
С годами Мубарак Саримович превратился в отличного мастера своего дела, освоил тонкости добычи нефти.
Шли годы. Больше стали внедрять на промыслах технические новшества, уделять внимание облегчению труда нефтяника. Нефть начали собирать закрытым способом в групповые установки, многие операции выполняли автоматы. Мубарак Саримович и другие операторы уже обслуживали по 10-15 скважин. Успевай только. Зимой на лыжах, а летом пешком. За часы вахты надо побывать на каждой скважине, посмотреть нормально ли идет добыча жидкости, чисто ли вокруг? А иногда приходится изменять режим работы скважин. Мубарак Саримович успевал, обеспечивал нормальную работу скважин. Со своими коллегами Рафкатом Гамбаровым, Султаном Нуриевым, Анатолием Лаптевым и другими они вносили достойный вклад в стабильную работу первого промысла самого старейшего коллектива НГДУ «Бавлынефть».
В те годы первым промыслом руководил ветеран-нефтяник, проработавший до этого во многих нефтяных районах страны - Сергей Павлович Плешков. Он всегда был внимателен к рабочим, часто бывал в бригадах, у операторов, интересовался делами, советовался с Мубараком Саримовичем и другими нефтяниками. Вместе они искали пути облегчения трудоемких процессов, внедряя рационализаторские предложения, добивались хороших результатов.
Первый промысел с самого начала своего существования был передовым. И сейчас, когда многие ветераны уже ушли на заслуженный отдых, он остается таким же ведущим коллективом.
Саримов Мубарак Саримович 1946 года по 1969 годы работал оператором по добыче нефти и газа нефтепромысла №1 НГДУ «Бавлынефть». За многолетний, добросовестный груд был награжден медалью «За доблестный труд».
Зуфар АБДУЛЛИН.