История этого экспоната неразрывно связано с трагедией, случившейся в небе 8 января 1942 года.
История возвращения имени началась в 1994 году, когда участники поискового отряда обнаружили обломки Пе-2 в болоте Тушинский мох, на границе Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Тогда удалось извлечь лишь фрагменты обшивки, на которой была нанесена красная звезда – свидетельство того, что экипаж прежде отличился в бою и был награжден. Найти номер самолета и документы летчиков не удалось. Поиски затрудняло то обстоятельство, что к машине можно было подобраться только зимой. И долгое время экипаж оставался безымянным. В 2007 году из болота смогли вытащить тела экипажа и двигатель бомбардировщика. Тогда узнали его номер и началась работа в архивах. С трудов удалось найти донесение: «8 января 1942 года для выполнения боевого задания был направлен самолет ПЕ-2 № 13/15, который не вернулся на свой аэродром».
По нашим документам удалось установить фамилии экипажа и боевую задачу, а из немецких архивов мы знаем обстоятельства гибели. Известно, что свое боевое задание летчики выполнили и уже возвращались на аэродром. От наземных войск Люфтваффе получили сообщение о том, пролетает русский одиночный бомбардировщик без сопровождения. Вскоре Пе-2 настиг немецкий ас Ханс Йоахим Хайер. Летчики отбивались, но не смогли противостоять истребителю. Немец пробил топливный бак, самолёт загорелся, упал и взорвался...
Возмездие все-таки настигло немецкого аса. 22-летний лётчик, совершивший 320 боевых вылетов и сбивший 53 наших самолета погиб в том же году. При том, его последняя, 53-я победа в небе стала для него роковой. Он столкнулся со сбитым советским истребителем 9 ноября 1942 года.