ДЖАЛИЛЬ (Залилов) Муса Мустафович (2.2.1906, деревня Мустафино Оренбургской губернии — 25.8.1944), поэт, Герой Советского Союза (1956, посмертно). В 1914-19 учился в медресе "Хусаиния", в 1919-24 в Татарском институте народного образования (Оренбург). Работал инструктором уездных комитетов ВЛКСМ в городах Орск и Оренбург (1925-27). В 1927-38 жил в Москве. С 1928 редактор детского журнала "Кечкене иптэшляр", с 1929 — "Октябрь баласы", одновременно учился в Московском университете (1927-31). С 1933 заведующий отделом литературы и искусства газеты "Коммунист", с 1935 заведующий литературной частью Татарской оперной студии в Москве. В 1939-41 ответственный секретарь правления Союза писателей ТАССР.
Начал печататься в 1919 в военной газете "Кызыл юлдуз" ("Красная звезда"). Первый поэтический сборник "Барабыз" ("Мы идём") вышел в 1925 в Казани. Для творчества Джалиля 1920-х годов характерны воспевание героики революции и Гражданской войны (поэма "Пройденные пути", 1924-29), романтические образы рядовых строителей социализма (сборники "Орденлы миллионнар" — "Орденоносные миллионы", 1934; "Хат ташучы" — "Письмоносец", 1938, опубликовано в 1940). В 1930-е годы он отказывается от романтической условности и восторженной метафоричности, находит новые реалистические краски; в его творчестве усиливаются психологизм и эмоциональный накал. Начав с подражаний Г.Тукаю и использования ритмики восточного аруза, Джалиль приходит к тоническим размерам, характерным для поэзии Х.Такташа, и народному силлабическому стиху. Он автор текстов популярных песен, романсов и либретто опер (в том числе оперы "Алтынчеч", Государственная премия СССР, 1948).
Джалиль прошёл путь от открыто публицистической, лозунговой поэзии ("Бәхет" — "Счастье", "Ил халкына" — "Народу страны") к образной, эмоционально насыщенной поэтической речи ("Чишмә" — "Родник", "Сагыну" — "Томление"). Среди произведений Джалиля есть и незатейливые детские стихотворения, и злободневные поэтические репортажи, и фельетоны в стихах. Наряду с А.Кутуем, К.Наджми, Х.Такташем, Х.Туфаном и другими молодыми поэтами, Джалиль участвовал в новаторских исканиях 1920-30-х гг.
В годы Великой Отечественной войны Джалиль — корреспондент газеты "Отвага" 2-й ударной армии. В июле 1942 тяжело раненным попал в плен, прошёл через фашистские лагеря в Польше, Прибалтике, Германии. Находясь в немецком плену, принимал активное участие в деятельности подпольной группы татарских военнопленных, созданный Г.Курмашем, был её идейным вдохновителем. По заданию этой группы работал в организации "Tatarische Mittelstelle" ("Татарское посредничество", Берлин), созданная немцами для проведения пропагандистской работы среди военнопленных татар с целью вовлечения их в "Волго-татарский легион" и использования в войне против СССР; вёл культурно-просветительскую работу среди насильственно зачисленных в легион военнопленных и подрывную работу против гитлеровцев (см. Джалиля группа). Вместе с десятью товарищами по подполью казнён в фашистской тюрьме Плетцензее.
Творчество военных лет стало образцом военно-патриотической лирики ("Письмо из окопа", 1944). Он продолжал писать в лагерях для военнопленных и тюрьме Моабит (Берлин), где провёл более года, будучи приговорённым к смертной казни. Стихи Джалиля передавались из рук в руки наравне с антифашистскими листовками подпольной организации. Сложными путями, через Францию и Бельгию, в 1946-47 до нас дошли две тетради, в которых содержатся 93 стихотворения, созданные в 1942-44 в плену. В цикле "Моабит дәфтәре" ("Моабитская тетрадь", 1953) наиболее полно раскрылись героические и романтические мотивы его довоенной лирики. Эти тетради — потрясающий по силе воздействия документ, свидетельствующий о стойкости и мужестве советского народа, о громадной цене великой Победы. Вместе с тем это высокая поэзия, разнообразная в жанровом и стилистическом отношениях, которую отличают внутренняя культура, уверенное владение стихом, глубокая национальная основа. В "Моабитской тетради" поражает острота ощущения непреходящей ценности жизни в предчувствии близкой гибели. Нерв цикла — извечное столкновение сил добра и зла, человечного и бесчеловечного, жизни и смерти. В стихотворениях "Серле йомгак" ("Волшебный клубок"), "Вәхшәт" ("Варварство"), "Алман илендә" ("В стране Алмания") поэт проводит мысль о том, что фашизм органически враждебен всему живому; фашизм и смерть для поэта — синонимы. Его последние стихи — гимн стойкости защитников Родины.
Поэтическое наследие Джалиля стало неотъемлемой частью многонациональной советской литературы. Он обновил и обогатил гражданское звучание татарской поэзии ярким мотивом героики. Джалиль внёс вклад в развитие татарской поэзии советского периода и как поэт-лирик, и как поэт-песенник (несколько десятков его проникновенных лирических стихотворений положены на музыку и стали популярными песнями), и как автор лироэпических поэм. Цикл "Моабитская тетрадь" переиздавался десятки раз на татарском и русском языках, переведён на многие другие языки. В 1968 была учреждена Премия комсомола Татарии имени Мусы Джалиля (с 1997 Республиканская премия имени Мусы Джалиля), в 1966 установлен памятник (скульптор В.Е.Цигаль, арх. Л.Г.Голубовский), в 1970 открыт мемориальный музей в городе Мензелинск, в 1983 — музей-квартира в Казани.
Соч.: Избранные произведения. Л., 1979; Әсәрләр: 4 томда. К., 1975-76.
Литература: Мустафин Р. По следам оборванной песни. М., 1974; его же. Муса Джалиль. Жизнь и творчество. Довоенный период. К., 1986; Юзеев Н. Муса Җәлил поэмалары. К., 1960; Кашшаф Г. Муса Җәлил. К., 1961; Муса турында истәлекләр. К., 1964. Р.А.Мустафин.