Автор идеи подводного трубопровода — военный инженер-гидротехник Н. В. Соколова, в годы войны работавшая в 27-м отряде Экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН) на Ладоге.
Решение о прокладке трубопровода было принято в апреле 1942 года. Правительство дало строителям 50 дней на его сооружение. Трубопровод длиной 29 километров (в том числе — 21 км под водой) был построен за 43 дня (5 мая — 16 июня 1942 года) — от мыса (косы) Кареджи на восточном берегу Ладожского озера (пункт приёма горючего с железной дороги) до железнодорожной станции Борисова Грива на западном берегу озера (в 45 км от Ленинграда). Трубопровод был стальной и проходил по дну на глубине до 13 метров.
Проект нефтепровода разработали сотрудники Главнефтеснаба при Совете Народных Комиссаров СССР инженеры Т.Е. Хромов и Д.Я. Шинберг. Весь цикл проектных и строительных работ был выполнен в очень сжатые сроки. Трубопровод был построен из труб, предназначенных для насосной эксплуатации скважин. Резервуары для нефтепродуктопровода нашлись на нефтебазе «Красный нефтяник», а насосы с необходимыми характеристиками – на одном из складов Васильевского острова. Работы велись столь скрытно, что противник так и не узнал о существовании Ладожского трубопровода. По нему в осажденный город было подано около 30% всего горючего, доставленного в город.
Трубопровод проработал до снятия блокады.
#национальныймузейРТ
#музеймемориалвойны
18 ИЮЛЯ 1942 ГОДА ПО ДНУ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА ПРОЛОЖЕН ТРУБОПРОВОД ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ОСАЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД
Корпункт: