Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему -
Покой и счастье мирных дней.
И эту тишину!
А. Твардовский

Прошло уже более семидесяти лет с тех пор, как отгремели последние победные залпы наших орудий, но события минувшей войны по- прежнему остаются одной из главных вех истории.
Так или иначе война вплетается в жизнь каждого, тревожит воспоминаниями о погибшем отце и брате, о деде или другом родственнике, о ней волнующе напоминают обелиски, стоящие у дорог.
Война живёт в душе переживших её такими воспоминаниями, которые нельзя забыть. Но людей, переживших войну, становится все меньше.
Моя бабушка Минниса не помнит войны, но помнит голодные послевоенные годы. Она рано осиротела. Бабушка с благодарностью вспоминает о своих соседях, людях чуткой души и удивительной судьбы, которые были для неё, как родные, старались облегчить её сиротскую долю.
Жила по соседству семья фронтовика Габдуллы Фарукшина. Его жена, Хайртдинова Сакина, работала в годы Великой Отечественной войны трактористкой в Какре- Елгинской МТС. Сакина была трудолюбивой, выносливой, человечной женщиной. Она в 1947 году указом Президиума Верховного Совета была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»
В селе Алькеево, как и во всех сёлах, мужиков не было. Только женщины, дети и престарелые. Собрали девчат шестнадцати - семнадцати лет, которые покрепче, и послали учиться на курсы механизаторов. Недолго они учились. Зимой пошли на курсы. Весной пахали.
Хайртдинова Сакина была уже к началу войны опытным механизатором. Более того она была делегатом Первого съезда стахановцев Татарской АССР, была избрана делегатом на съезд стахановцев в Москву.
Ещё до пахоты готовили свой СТЗ. С металлическими колёсами на шипах, без кабины, без стартеров и пускачей, они и новые требовали ухода и силы не женской. Да ведь война. Надо родину- то кормить.
Часто вспоминала бабушка о жизни военного времени. Тяжесть они несли, как все, фронтовую. Ночевали в полях.. Зерно сдавали - на семена не оставляли.
Плуги были трёхлемеховые, без автоматов, а сверху плуга - вага, бревно, и на него две бороны прикреплены. Поедешь пахать, ох, брёвна эти поворочаешь, поплачешь - и опять.
А перетяжка... Хорошо в сухое время. Ложишься на спину под трактор и картер отнимаешь. Отвёртываешь болты, крышку тяжёлую на колени и грудь, как одеяло. Сколько прокладок надо отнять? А валы коленчатые... масло и в глаза, и в рот. И по лицу. Руки по локоть в пузырях. Керосином умывались, а руки землёй оттирали. Что ни день - в деревне вой от похоронок. Не миновала эта участь и прабабушку. Тяжелей любой работы был ремонт. Ремонтировали прямо на морозе. Пальцы примерзали к стылому металлу. А как заводили трактора! Надевали на рукоятку трубу, все на неё наваливались. Пахали и ночами. Хорошо, если луна. А то одна впереди с фонарём идёт, а тракторист за ней едет. Страшно было. Боялись заснуть за рулём. Боялись, что упадёт сонная, идущая впереди и упадёт под колёса. А ещё волки выли кругом. За семенами чуть не всей деревней ходили в Ютазу.
Не было запасных частей для трактора. Всего натерпелись - и работали, как мужики, и спали в поле, в будке, вповалку. Но всё пережили. Выстояли. Победили. Война отняла у Сакины мужа, брата, сына.
Муж Сакины, Исламов Даули, был тоже механизатором. В начале войны механизаторам давали бронь. Уехал Даули на фронт в марте 1942 года, оставив дома жену, мать- старушку и двоих сыновей. Старшему сыну было три года, младшему - две недели. Взял на руки солдат своих сыновей. Предчувствовал он, что не вернуться ему со страшной войны. Прощаясь, сказал: « Ждёт вас сиротская доля. Изноет по отцу душа старшего сына, а младший обо мне и знать не будет и слова «отец» ни разу не произнесёт».
В 1944 году пал Даули смертью храбрых на войне в Белоруссии. В Книге памяти написано: «Исламов Даули Исламович, 1913 года рождения, село Нижнее Якеево, мобилизован Азнакаевским РВК, красноармеец, 440 сп., 64 сд., погиб 26.03.1944 г. Похоронен: Могилёвская область, Чаусский район, д.Головенчицы.»
Беда не ходит одна. Заболевает и умирает старший сын Сакины. Времени и возможности ухаживать за двумя малолетними детьми не было. Ошибся фронтовик Даули. Не изныла по отцу душа его старшего сына Алмаса. Он заболел и умер. Его тоже можно считать жертвой войны. Не было у Сакины времени и возможности ухаживать за своими маленькими детьми. Фронту нужен был хлеб.
В 1947 году прабабушка вышла замуж за вернувшегося с солдатской службы Фарукшина Габдуллу.
Солдатская служба Габдуллы длилась долго. В 1939 году он был призван на срочную службу. Участвовал в боях на Холхин - Голе, воевал с белофиннами. Срок службы подходил уже к концу, когда началась Великая Отечественная война. Габдулла воевал на Первом Белорусском фронте.
«Если горе имеет свой запах, то война пахнет огнём, пеплом и смертью», - писал писатель Ю Бондарев. Все ужасы войны пережил и мой дедушка. Приходится только удивляться тому, что люди, пережившие войну не ожесточились, остались человечными. Пример тому жизнь Сакины и ее мужа Габдуллы. Габдулла не только достойно воспитала сына, погибшего в боях за Родину солдата Даули, но взял на себя заботу и о его матери - бабушке Майзиган. Не смогла Сакина, выходя замуж, оставить свою свекровь, у которой и был на всем белом свете единственный близкий человек, тогда ещё крошечный внук Алимас. Не смогла Сакина разлучить бабушку и внука. Так и начали жить одной дружной семьёй. Воспитали пятерых детей. Чтобы Алимас не чувствовал себя сиротой, Габдулла хотел его усыновить и дать свою фамилию и отчество. Но бабушка Майзиган настояла на том, чтобы внук носил фамилию своего отца. Поняли и уважали ее чувства сноха и зять (так называла Майзиган Сакину и Габдуллу), решили, что фамилию погибшего солдата дети должны сохранить. Солдат, павший в боях за Родину, заслуживает, чтобы его фамилию носили дети, внуки и правнуки. Ведь он погиб и за то, чтобы жили на земле его потомки. Трудное испытание выпало на нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, но вышла она из него с победой. Эти испытания со всей страной. Я считаю, что нельзя забывать о подвигах наших прадедов. Мы не вправе забыть о том, как, не жалея себя, они защищали родину для нас, для того, чтобы мы жили, мы родились.
