Строительство метрополитена в столице Татарстана, как известно, началось в 1997 году. Однако метростроевцы впервые появились в Казани еще поздней осенью 1941 года. Связано это было, конечно, не со строительством метро.
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 22 ноября 1941 года № 945сс предписывалось построить в ряде городов Поволжья сеть специальных убежищ:
«Построить в городах Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове и Сталинграде командные пункты – бомбоубежища.
Строительство, помимо Куйбышева, производить по типу, принятому для гор. Горького, с полезной площадью в городах: Горьком – 300 кв. м., в Саратове, Сталинграде, Ярославле, Казани и Ульяновске – по 200 кв. м.
К работе приступить с 1 декабря…»
Строить эти объекты должны были рабочие московского Метростроя. Самыми знаменитыми на сегодняшний день являются самарские «бункеры Сталина». Свой спецобъект был построен и в Казани.
Долгие годы многочисленные энтузиасты пытались отыскать свои «бункеры Сталина» в разных городах. Искали их и в Казани. Однако, как выяснилось совсем недавно, из-за особенностей строительства (спецубежища, в том числе казанское, строились не из дефицитного бетона, который выделили только на куйбышевские сооружения, а из дерева по деревоземляной технологии) они до наших дней не дожили и, просуществовав десяток-полтора лет, обвалились. Об этом свидетельствуют отчеты местных органов противовоздушной обороны. Представляли они из себя штольни, с кабинетами в глубине с деревянными крепями, деревянной же облицовкой
Единственным из списка убежищ (кроме самарского), которое нашло боевое применение, стал объект в Сталинграде. О нем, например, упоминает в своих мемуарах Никита Хрущев, но даже ему во время Сталинградской битвы не было известно происхождение объекта на берегу реки Царица.
#музеймемориалвойны
#НациональныймузейРТ
