28 ноября 1915 года в Петрограде, в семье генерал-майора Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской, родился Константин Михайлович Симонов, его имя впоследствии стало символом советской литературы. Однако своего родного отца будущий писатель так и не узнал: Михаил Симонов пропал без вести на фронте Первой мировой войны. Согласно официальным биографическим данным, отец Константина исчез в Польше в 1922 году.
В 1919 году Александра Оболенская вместе с маленьким Константином переезжают в Рязань, где она выходит замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии Александра Григорьевича Иванишева. Именно этот человек станет для мальчика вторым отцом, воспитав его в духе военной дисциплины и преданности Родине. Детские годы Константина прошли в военных городках и общежитиях, что наложило неизгладимый след на формирование его характера и мировоззрения.
После окончания школы, юноша поступает в фабрично-заводское училище и начинает работать токарем по металлу. Несмотря на то, что он продолжает трудиться даже после поступления в Литературный институт имени А.М. Горького, ему удается совмещать работу с учебой и творчеством.
К моменту окончания института в 1938 году Симонов уже успел подготовить несколько крупных литературных работ. Его дебютные стихотворения увидели свет еще в 1936 году, открывая читателям нового талантливого поэта.
В 1939 году молодого литератора направляют военным корреспондентом на Халхин-Гол. Перед отъездом он решает изменить свое имя с Кирилла на Константина, поскольку из-за травмы языка ему трудно было произносить звуки "р" и "л". Это решение оказалось судьбоносным, ведь именно под этим именем он вскоре станет известен всему миру.
Начало 1940-х годов ознаменовалось созданием первых пьес Симонова — «История одной любви» и «Парень из нашего города». С началом Великой Отечественной войны Симонов становится фронтовым корреспондентом газеты «Боевое знамя». За время войны он побывал на всех фронтах, пройдя через Румынию, Болгарию, Югославию, Польшу и Германию. Одним из ярких моментов его службы стала возможность стать свидетелем финальных боев за Берлин.
После войны Симонов выпускает ряд сборников очерков, таких как «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря», «Записки военного корреспондента». Эти произведения стали отражением его впечатлений о послевоенной Европе и жизни народов, переживших тяжелые испытания Второй мировой войны.
В последующие годы Симонов активно путешествует, выполняя задания редакции в разных странах мира. Он посещает Японию, США, Китай, и в течение трех лет живет в Ташкенте, работая корреспондентом «Правды» по республикам Средней Азии. Его творческая деятельность была высоко оценена властями, и Симонов получил признание как один из ведущих советских литераторов.
Жизнь Константина Михайловича оборвалась 28 августа 1979 года вследствие тяжелого онкологического заболевания. В своем завещании он выразил желание, чтобы его прах развеяли над Буйничским полем возле Могилёва — местом, которое оставило глубокий след в его душе и памяти. Про это поле Симонов однажды сказал: «Я был не солдатом, всего лишь корреспондентом. Но и у меня есть маленький кусочек земли, который я не забуду никогда — поле под Могилёвым, где в июле 1941 года я своими глазами видел, как наши за один день сожгли 39 немецких танков».
Таким образом, жизнь и творчество Константина Михайловича Симонова оставили яркий след в истории советской литературы и культуры. Его произведения продолжают вдохновлять читателей, а его вклад в развитие отечественной словесности невозможно переоценить.
В нашем музее, на выставке «Борьба за умы. 80 лет противостояния», есть автограф Константина Михайловича Симонова. Это журнал «Юность» 1970 года, подписанный самим автором, а также его коллегами – Борисом Полевым и художником Юрием Цишевским. Автографы известных личностей всегда привлекают внимание посетителей, позволяя им прикоснуться к истории и почувствовать связь с великими людьми прошлого.
Мы гордимся тем, что можем предложить нашим гостям возможность увидеть такой ценный экспонат.