Брестская крепость-герой давно стала символом стойкости и мужества наших солдат и офицеров, защищавших свою родину от немецко-фашистских захватчиков. 22 июня 1941 года началась самая кровавая и жестокая в истории человечества война. Бои шли везде, но именно Брестской крепости было суждено стать символом советской обороны периода самого начала войны.
Крепость приняла неравный бой с наступающим врагом. Фашисты планировали захватить ее в течение нескольких часов, но их планам не дано было свершиться. Защитники крепости отбили 22 июня пять фашистских атак. На следующее утро (23 июня) немцы вновь начали массированную артподготовку. В атаку пошли немецкие танки. Бой продолжался весь день. Вечером фашисты прекратили огонь и через звукоусиливающие установки призвали защитников крепости сложить оружие. 24 июня фашисты массово применяли взрывчатку, жгли укрывшихся за стенами бойцов огнеметами. Плавился даже кирпич. Немецкий офицер Ф. Шлиппер сообщил, что крепость занята, но в Цитадели на совещании командиров и политработников обсуждали вопросы организации дальнейшей обороны. Второй раз о том, что крепость пала было сообщено 30 июня, что тоже не было действительностью.
Одной из основных задач поездки в Брестскую крепость был сбор информации и пополнение фондов музея боевой и трудовой славы «Заречье» экспонатами, связанными с последним защитником Брестской крепости – Петром Гавриловым – бывшим работником Казанского порохового завода.
Командир 44-го стрелкового полка майор П.М. Гаврилов руководил обороной в районе Северных ворот в течение двух дней и 24 июня защитники северной части главного вала перешли в Восточный форт. Гаврилов сумел сплотить часть гарнизона – около 400 человек, и наладил оборону. Были организованы наблюдательный и командный пункты, налажено взаимодействие отдельных участков обороны. В земляных валах прорыли окопы, установили пулеметные точки. Форт стал практически неприступным. Полностью блокировав обороняющихся, фашисты решили голодом и жаждой вынудить защитников прекратить сопротивление. У защитников было очень мало боеприпасов, еды и, что важнее всего, практически не было воды. Река была совсем рядом, но чтобы наполнить котелок или каску водой, приходилось с риском для жизни ползти ночью к воде под немецким огнем. Тяжелая, неутолимая жажда была одним из главных испытаний для защитников крепости.
Крепость держалась. 28 июня 1941 года (к этому времени уже пал Минск) Шлиппер запросил поддержку авиации. 29 и 30 июня в течение двух суток фашисты беспрерывно бомбили 500 и 1 800-килограммовыми авиабомбами Восточный форт и другие участки. Восточный форт фашистам в итоге удалось полностью разрушить. Большинство его защитников было убито, остальные попали в плен.
Но крепость продолжала оборону. Небольшая группа красноармейцев, в которой было менее двух десятков человек, продолжала сражаться под командованием Петра Гаврилова до конца июля. 23 июля Гаврилов попал в плен.
Фашисты заплатили за взятие Брестской крепости большую цену. В своем докладе генерал Ф. Шлиппер писал:
«В Бресте русские воевали с невероятным упорством, показали отличную подготовку пехоты и выдающуюся волю к сопротивлению».
На территории крепости сейчас работают 5 отдельных экспозиций. Основным считается Музей обороны Брестской крепости, который был открыт одним из первых. Он рассказывает об этапах строительства крепости, как она в разные времена принимала удар недружественных стран и ее роль в обороне государства. Само строительство укреплений крепости началось еще в 1833 году.
Экспозиция «Оборона восточного форта» размещена на сохранившейся части крепости. Проходя вдоль сохранившихся стен, в глаза бросается небольшой овраг, заросший травой. Можно подумать, что это углубление в земле сделала природа. А это след от 1800-тонной бомбы, что была выпущена на крепость 29 июня и, которая стала смертельной для ее защитников. Годы не щадят и сохранившуюся часть, постепенно обрушаются кирпичи и оборонительный вал обрастает травой и кустарниками. Научные сотрудники музея всячески препятствуют этому и проводят различные консервационные работы.
«Сегодня я, зная историю Великой Отечественной войны, но только у этих стен и только на этой земле смогла в полной мере ощутить тот масштаб героизма нашего народа, наших предков. Сколько бы не было написано в учебниках или показано в документальных фильмах о павших героях Брестской крепости – только здесь приходит осознание всего происходящего в 1941 году. – рассказала о впечатлениях заведующая музеем боевой и трудовой славы «Заречье» Гузалия Залялова, – Самым ценным, что я заберу отсюда будут части кирпичной кладки, или правильнее сказать останки от нее – «оплавленные кирпичи». Температура после обрушения артиллерийского боя немецкой армии в форте была такая, что плавился даже он». (Архив музея боевой и трудовой славы «Заречье» пополнился уникальными экспонатами того периода. Так, кирпич с клеймом 1869 года займет достойное место в экспозиции в Казани).
На стенах крепости умирающие красноармейцы и командиры оставляли прощальные надписи: «Я умираю, но я не сдаюсь. Прощай, Родина! 20.07.1941», «Мы умрем, но не имеем права покидать крепость», «Нас было пятеро: Седов, Грутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941. Умрем, но не уйдем отсюда...», «26 июня 1941 г. Нас было трое, нам было трудно, но мы не пали духом и умираем, как герои», «Умираем не срамя». А сколько их было сожжено, нам уже не узнать…
Побывав еще в двух экспозициях Музея войны – территория мира и Музея 5-й Форт в Бресте совсем немного времени осталось на осмотр самой территории крепости. Центральным элементом Мемориала является главный монумент «Мужество». На его обратной стороне размещены барельефы, посвященные отдельным моментам обороны крепости. В некрополе захоронены останки 850 погибших защитников.
В Республике Беларусь очень трепетно относятся к сохранению памяти о Великой Отечественной войне. И Брестская крепость-герой – один из тех главных мемориалов, бережно сохраняемых белорусами, который постоянно напоминает нам о событиях минувшей войны.
- Побывав в крепости с самого утра и до вечера с досадой надо отметить, что полностью ее обойти мне не удалось, – делится впечатлениями заведующая музеем Гузалия Залялова.
Ей удалось привезти землю из крепости, как память о страшной трагедии, постигшей нашу страну в годы Второй мировой войны.
В завершение экскурсанты группы отдали дань уважения и почтили минутой молчания память Петра Гаврилова у его могилы на Гарнизонном кладбище Бреста.



