По одной из версий, две фигурки друг напротив друга на улице Малой Садовой в Петербурге — это памятник ярославским кошкам.
Грозной опасностью для изможденных блокадников стали несметные полчища крыс, которые нападали на полуживых людей, а их миграционные потоки к зерновым элеваторам не удавалось остановить даже гусеницами танков.
Вскоре после прорыва блокады в Ленинград был направлен стратегический груз — 4 вагона дымчатых кошек из Ярославской области (дымчатые кошки считались лучшими крысоловами). Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально, за ними выстраивались очереди.
Как только блокада была снята, прошла еще одна кошачья мобилизация. На этот раз кошек набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских дворцов и музеев: в Ленинград было направлено 5 тысяч омских, тюменских и иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили Эрмитаж от грызунов.
25 января 2000 года в память об этих событиях на Малой Садовой улице была установлена фигурка Кота Елисея, которую подарил городу известный петербургский предприниматель Илья Ботка. Высота кота 33 см., весит он 25 кг.
Кот Елисей важно восседает на углу дома № 8, по Малой Садовой улице, наблюдая за прогуливающимися внизу людьми.
Но так как малосадовому Коту стало "скучно", то питерский историк Сергей Лебедев предложил на карнизе одного из домов по той же Малой Садовой водрузить фигуру подруги Кота — кошки Василисы.
Илья Ботка, руководивший благоустроительными работами на Малой Садовой, вновь поддержал начинание.
Две скульптуры животных в натуральную величину вылепил и отлил из металла известный скульптор-анималист Владимир Петровичев. Архитектор Л.В.Домрачева.
1 апреля 2000 года на доме № 3 по Малой Садовой улице торжественно открыли вторую фигуру — кошка Василиса.
Памятники коту Елисею и кошке Василисе
Корпункт: