12 января 1942 года при авиакатастрофе погиб выдающийся советский авиаконструктор, создатель знаменитого пикирующего бомбардировщика Пе-2 Владимир Петляков.
Он родился в 1891 году в селе Самбек (сейчас Ростовская область). Петляков участвовал в разработке самолетов АНТ-2, АНТ-3, АНТ-25 (РД), первых советских тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6). Создал высотный бомбардировщик дальнего действия Пе-8 (рабочие названия — ТБ-7, АНТ-42, первый полет в 1936 году), пикирующий бомбардировщик Пе-2, тяжелый истребитель Пе-3 (1941).
Владимир Михайлович Петляков внес огромный вклад в историю авиации и Великой Отечественной войны. Летом 1945 года в газете «Правда» была помещена фотография пикирующего бомбардировщика Пе-2 с надписью «Оружие Победы».
Самолет был задуман как высотный истребитель, однако менее чем за полгода был переделан в боевую машину совершенно иного назначения. Он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан с разнесенным вертикальным оперением. У него были моторы жидкостного охлаждения M-105P. Экипаж состоял из летчика, штурмана и стрелка-радиста.
На этом самолёте впервые было применено электрическое управление многими механизмами. По скорости Пе-2 мало уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хе-111 более чем на 100 км в час и Ю-88 – На 75 км в час. Это преимущество давало ему возможность активно действовать в светлое время суток.
Благодаря отличной аэродинамике Пе-2 стал одним из основных самолетов Великой Отечественной войны.
Петляков — один из организаторов металлического самолетостроения в СССР, он внес значительный вклад в развитие методов расчета на прочность — создал метод расчета многолонжеронного металлического свободнонесущего крыла с гофрированной обшивкой («метод Петлякова»). Похоронили конструктора на Арском кладбище в Казани.
Сост.: Левчак Г.Р.