15 февраля исполняется 117 лет со дня рождения поэта Мусы Джалиля.
Проходя мимо грандиозного монумента поэту-герою в центре Казани, при входе в Кремль, где ранее стоял памятник царю, каждый гость города задает вопрос: «За какие заслуги перед народом и страной этому человеку оказана такая честь?» А дети спрашивают еще короче: «Почему Джалиль герой?»
Возникает вопрос еще и потому, что стоит поэт на пьедестале один. Остальные десять его соратников по борьбе, казненные вместе с ним на гильотине, поместились за его спиной в виде барельефов.
Убедительного ответа ни дети, ни туристы от экскурсоводов так и не получают. Вряд ли кого-то удовлетворит мнение, что высшее звание Героя поэт получил только потому, что, участвуя в общей подпольной антифашистской борьбе еще и писал стихи в тюрьме. Так называемый цикл «Моабитскую тетрадь». Каждый желающий может узнать, что не менее патриотичные стихи в то же время и в тех же условиях писали и Абдулла Алиш, и Гайнан Курмаш, и Ахмет Симаев и другие казненные подпольщики.
Так почему же именно Муса Мустафович Залилов удостоен высшей награды Родины, а остальные получили в 1990 г. посмертно лишь ордена «Отечественной войны», которыми до этого наградили практически всех фронтовиков СССР?
Суть подвига Мусы Джалиля и его соратников заключена в приговоре Второго Имперского суда Германии от 12 февраля 1944 г.: группа подпольщиков-антигитлеровцев легиона «Идель-Урал», названная в документах следствия «Курмаш и десять других», приговорена к казни за «содействие врагу» и «нанесение ущерба военной мощи Рейха».
Как могли военнопленные в глубоком тылу немецких войск «содействовать врагу» и тем более «нанести ущерб мощи самого Рейха?» Могла ли деятельность поэта в плену и его стихи иметь такой эффект? Может, следователи Гестапо и судьи Рейха преувеличили?
Стоит напомнить, что арестованы антифашисты были по доносу предателей в августе 1943 г. Полгода гестаповцы их пытали, выбивая информацию о других участниках Сопротивления в легионе. А приговор приведен в исполнение лишь полгода спустя – 25 августа 1944 г. На следующий день после того, как войска союзников и участников Сопротивления освободили столицу Франции Париж.
Была ли какая-то связь между этими событиями? Да. Это доказывают многие факты и документы.
Мне приходилось встречать мнение, что сам Гитлер приказал отрубить голову военнопленному татарину в центре Берлина, в тюрьме Плетцензее за то, что ему не понравилось содержание стихов поэта, написанных в лагере. Неужели Гитлер читал по-татарски? Или ему кто-то переводил творчество будущего героя? Весьма сомнительно.
Хотя фюрер, конечно, уделял некоторое внимание взаимоотношению с мусульманским народами. В декабре 1942 г. он заявил: «Я намереваюсь стать религиозным деятелем. Скоро буду высшим главой татар. Арабы уже называют мое имя в своих молитвах. А у татар я стану ханом.» Вскоре он пояснил: «Настоящие тюркские народы являются мусульманами... Единственно кому я могу доверять – это чистым мусульманам...»
И дело было не в симпатии Гитлера к татарам, а в том, что к началу 1943 г. ему уже не хватало солдат немецкой нации на фронтах. Нужно было «пушечное мясо». Вот почему вербовать его он разрешил среди советских военнопленных-мусульман. Потому и создан был легион «Идель-Урал». И, казалось бы, планы Гитлера начали воплощаться в жизнь: легионерами к февралю 1943 г. стали более 23 тысяч военнопленных из Поволжья. Это были не только татары, но и башкиры, чуваши, марийцы, мордва и удмурты.
Дальнейшие события пошли явно не по сценарию Гитлера. Ни один из батальонов легиона «Идель-Урал» не принял активное участие ни в боях против Советской армии, ни даже с партизанами. Первая же попытка послать легионеров-татар в ходе операции «Шаровая молния» на уничтожение окруженного партизанского отряда в Витебской области Белоруссии полностью провалилась. 23 февраля 1943 г. по донесению командира партизанского отряда Сысоева только к нему перешло 506 легионеров с вооружением: три пушки 45-мм, 20 станковых пулеметов, 4 батальонных миномета, 5 ротных минометов, 22 ручных пулемета, 340 винтовок, 150 пистолетов, 26 повозок с лошадьми, полной амуницией, боеприпасами и продовольствием. Большинство перешедших погибли геройски в дальнейших боях с фашистами. Список их удалось найти поисковикам Витебска лишь в 90-е годы. Но это уже другая история…
Причем здесь творчество Мусы Джалиля? Судите сами.
Во время вербовки военнопленных-мусульман гитлеровцы надеялись на возрождение их религиозных чувств. Разрешенные в легионе муллы должны были убедить будущих солдат вермахта в том, что смерть за идеи фюрера в бою с большевиками, евреями и англичанами гарантирует им путь в рай. Но… 22 марта 1945 г. руководитель Татарского посредничества в Германии Леон Стамати вынужден был признать: «Лишь 20-30% татар имеют религиозное сознание… Деятельность мулл среди них скорее комична, они олицетворяют собой прошлое… Важнейшим для татар является национальный момент. Этому рассудительному крестьянскому народу религиозный фанатизм не присущ вовсе. Панисламизм вряд ли найдет у татар широкий отклик.» (См. И.Гилязов. Легион «Идель-Урал», с.305.)
А еще один чиновник Татарского посредничества Хайнц Унглаубе пояснял отказ своих подчиненных идти в бой главной причиной: «Они боятся мести Сталина, боятся за своих родственников…» (Там же, стр. 197).
Кто же убедил легионеров в неизбежности этой мести? В необходимости любой ценой возвращаться если не в Красную Армию, то хотя бы к партизанам?
Главную роль в антифашистской пропаганде сыграла так называемая капелла (ансамбль легионеров) под руководством Гайнана Курмаша и, конечно, стихи Мусы Джалиля.
Зрителей таких выступлений в лагерях военнопленных были тысячи. Один из них – Сагидулла Хасанович Набиуллин, уроженец с.Баланны Муслюмовского района. Он рассказывал мне, как политрук Залилов читал со сцены шокирующие стихи о расстрелах женщин и детей, о русском Иване, который приносил и способен впредь принести татарскому народу большое горе. После такого выступления Сагидулла с товарищами и совершили удачный побег из лагеря. Это подтверждается документами фильтрационного дела № 21378 в архиве ФСБ РТ. Сагидулла-абый дожил до 100 лет, до 2011 года и даже стал прадедом моего сына.
https://rg.ru/2011/01/21/veteran.html
https://tatfrontu.ru/person/nabiullin-sagidulla-hasanovich
Что за стихи запомнились Набиуллину? Внимательно прочитаем оригинал «Моабитской тетради». Подзаголовок стихотворения «Варварство» переводится так: «Напоминание о 1919 годе. Из пьесы.». (См. Моабитские тетради. 2005, с.141.)
Пьеса, которую под руководством Гайнана Курмаша поставили легионеры его капеллы, называлась «Шурале». Она была разрешена немецким командованием, потому что рассказывала о гражданской войне, о «красном терроре». Тогда членов семей противников новой власти - женщин и детей - чекисты расстреливали как заложников. Джалиль в стихотворении назвал человека, который командовал расстрелом, «большеносым мадьяром». Поэт напоминал землякам, что и в Оренбуржье, и в Татарии в 1919-1920 гг. действовали карательные отряды, созданные из военнопленных венгров и чехов. В книге Н.С. Фролова «Трагедия народа» зафиксирован один из таких фактов: «Из Москвы прибыла рота китайцев и отряд мадьяр-красноармейцев. Вот результаты действий мадьяр в Новошешминске: расстреляно 8 женщин, 70 мужчин, сожжено 117 домов… (с.26)
Джалиль не случайно выбрал именно такую тактику «шокотерапии» от предательства: он напоминал соотечественникам, что их родные и близкие живут под властью НКВД.
А еще политрук Залилов прочитал землякам стих «Илгэ кергэч Иван…» Смысл которого ясен: когда пришел Иван, татарский народ постигло такое горе, будто потухло солнце... (См. Моабитские тетради, 2005, с.155.)
Сила поэтического слова Джалиля преодолела все старания гитлеровских пропагандистов. Не удалось им разыграть ни религиозную, ни националистическую карты. Десятки тысяч татарских легионеров переходили на сторону партизан и в Белоруссии, и в Украине, и в Голландии, и во Франции. В августе 1944 г. именно солдаты легиона «Идель-Урал» участвовали в освобождении юга Франции.
Так группа Курмаша-Джалиля нанесла ущерб военной мощи рейха. Правда руководил переходом легионеров на сторону Сопротивления уже другой татарин – Амир Галимьянович Утяшев из Арского района, которого не выдали на допросах товарищи.
Но об этом нужно рассказывать отдельно.
В результате в 1944 году депортации казанских татар и других народов Поволжья не было. Спасло геройство Мусы Джалиля и группы Гайнана Курмаша.
Добавлю лишь, что в реабилитации Мусы Джалиля и подготовке документов к его награждению званием Героя Советского Союза участвовал… министр Госбезопасности Татарской АССР, генерал-майор КГБ Дмитрий Степанович Токарев, уроженец все той же Оренбургской области…
Михаил ЧЕРЕПАНОВ