Сухо - искусственный остров в юго-восточной части Ладожского озера. Сооружён в начале XVIII в. по приказу Петра I для обеспечения судоходства по озеру .В 1891 на острове построен каменный маяк , который указывал вход в реку Волхов. В 1942 году он работал лишь в часы движения наших конвоев. На крохотном клочке суши стояла наша батарея из трех 100-миллиметровых орудий. Она охраняла подходы к порту и большой отрезок "Дороги жизни" от набегов вражеских кораблей. Гарнизон островка состоял из 98 моряков, пришедших с кораблей и из морской пехоты Балтфлота. Возглавлял гарнизон старший лейтенант И. К. Гусев.
Комендантом острова Гусев стал в июле 1942 года. Гарнизон под его командованием должен был в течение тридцати дней установить на острове артиллерийскую батарею, чтобы охранять караваны наших судов, которые шли с грузами для осажденного города и Ленинградского фронта. Морские артиллеристы, составлявшие гарнизон Сухо, работали по 10—12 часов в сутки, сооружая огневые позиции. Ворочали камни весом до двух тонн, вгрызаясь в гранитную толщу острова. К 19 сентября приказ командования об установке трех орудий был выполнен.
Остров занимал важную тактическую позицию и позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера.Все его обитатели понимали: гитлеровцы постараются сделать все, чтобы уничтожить, сокрушить укрепления Сухо, обеспечивающие безопасность плавания советских судов. Воины гарнизона жили в ожидании боя. В октябре опасения советского командования относительно возможной попытки врага высадить десант на нашу территорию оправдались. Немецкое командование решило предпринять специальную операцию под кодовым названием «Бразиль». Имелось в виду внезапно высадить на остров Сухо десант, уничтожить батарею, гарнизон и маяк. В случае достижения цели противник получил бы возможность препятствовать перевозкам, наши дозорные корабли лишились бы поддержки суховской батареи, а конвои — такого ориентира для плавания, как маяк Сухо.
Не исключалось, что, захватив остров, противник попытается достигнуть далеко идущие цели. Например, выйти в тыл Волховскому фронту, используя остров как опорный пункт для броска на материк.
Операция "Бразиль" тщательно готовилась. Для высадки десанта на Сухо был выделен почти весь боевой состав катеров и десантных барж, а для захвата острова и уничтожения батареи сформировали и подготовили ударный отряд численностью более 100 человек. На рассвете 22 октября, когда ночную мглу усиливали снежные заряды, сигнальщик с маяка Сухо обнаружил силуэты кораблей. Одновременно вражеский отряд был обнаружен несущими дозорную службу в районе острова Сухо тральщиком и морским охотником.
В нападении на Сухо участвовало 23 корабля. Около 7 часов утра по острову был нанесён артиллерийский удар, за которым последовала высадка десанта. Противник имел все шансы на успех — первым же выстрелом была уничтожена антенна радиостанции, суммарная огневая мощь кораблей значительно превосходила островную батарею, противодесантное оборудование острова находилось не в лучшем состоянии. С находившегося неподалёку тральщика заметили высадку десанта и сообщили в штаб флотилии.
Вскоре на остров обрушился град снарядов. Они рвались на гранитном подножии маяка. Осколки и пули носились в воздухе. Огонь вели фашистские десантные катера и баржи, имевшие до двадцати 88-миллиметровых орудий и много крупнокалиберных пулеметов. Вражеским огнем была сбита антенна радиостанции, и защитники острова лишились связи с командованием. Утром погода улучшилась, рассеялся туман, и сразу прилетели немецкие бомбардировщики. Посыпались бомбы, загорелись маячные пристройки, один за другим выбывали из строя защитники островка.
Командующий флотом адмирал В.Ф. Трибуц немедленно дал команду поднять в воздух штурмовики и выслать на подмогу корабли Ладожской военной флотилии. А в районе острова бой принимал все более ожесточенный характер. Батарея Гусева немедленно открыла огонь по катерам противника. Меткими залпами орудийных расчетов, а также комендоров тральщика и морского охотника были потоплены одна десантная баржа и два катера, еще две баржи выбросились на мель и горели. Такого сопротивления враг, видимо, не ожидал. Только через час неприятелю удалось высадить на остров 70 человек десанта.
Завязался жестокий бой. Огнем орудий и пулеметов, в рукопашном бою небольшой гарнизон сдерживал натиск противника, стремясь нанести ему наибольший урон и выиграть время в надежде, что помощь вот-вот придет. Через час кровопролитного боя врагу удалось захватить два орудия, однако решительной контратакой он был оттеснен в западную часть острова. Старший лейтенант Гусев получил несколько ранений, но продолжал руководить боем. Положение на острове было крайне тяжелым. В этот критический момент над островом появились первые группы истребителей авиации флота, которые тут же нанесли сильный удар по катерам и баржам врага. За ними в бой вступили штурмовики Ленинградского и Волховского фронтов. Из Новой Ладоги пришли 3 сторожевых катера, 3 тральщика и канонерская лодка "Нора", а чуть позже из Осиновца пришли 2 канонерские лодки, 2 сторожевых катера, 2 торпедных и 2 бронекатера.
Воодушевленные такой поддержкой, моряки Гусева сбросили десантников в воду. Неприятельские суда стали отходить. Их преследовали наши корабли и самолеты. Катера сумели устроить противнику своеобразную ловушку, сковав его до подхода остальных наших кораблей. Авиация наносила удары с воздуха. Весь день продолжался бой. Совместными силами к исходу дня было уничтожено 16 десантных барж и катеров. Противник потерял 15 самолетов. В бою была захвачена большая десантная баржа и катер. Наши потери составили 5 самолетов.
Стойкость и героизм военных моряков, быстро оказанная помощь гарнизону, совместные удары авиации и кораблей сорвали оперативные планы фашистов.