22 июня в Историко-краеведческом музее состоялось открытие выставочного проекта «Немецкая оккупация» советского художника Меера Аксельрода.
С приветственным словом на мероприятии выступили заместитель руководителя Исполнительного комитета Рамиль Халимов, генеральный директор «Фонда памяти Александра Печерского» г.Москвы Юлия Макарова, председатель еврейской общины Леонид Колоднер.
Атмосферу мероприятия создал Камерный оркестр Игоря Лермана.
Многие картины М. Аксельрода посвящены сюжетам из жизни российских евреев, серия «Гетто» (1968-1969), серия «В степи» - по впечатлениям от поездки в сельскохозяйственную еврейскую коммуну в Крыму в 1930-1931. Произведения Меера Аксельрода хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В последние годы выставки «Немецкая оккупация» с успехом прошли в художественных и военно-политических музеях России, Беларуси, Израиля и Хорватии.
Меер Моисеевич Аксельрод родился в 1902 году в Молодечно (Беларусь). В 1921 году, после участия в большой художественной выставке в Минске, получил от Наркомпроса Беларуси направление на учебу в Москву. К тому времени за плечами у художника были лишь недолгие занятия в вечерних классах рисовальной школы в Тамбове и в изостудии Пролеткульта в Смоленске, работа военного чертежника и рисование плакатов для минских кинотеатров. В 1926 году становится членом общества «Четыре искусства», активно участвует в выставках в Москве и в Беларуси. С 1932 года – член Московского Союза художников.
После начала войны в 1941 г. был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате, где работал до 1944 года и помогал еврейским беженцам из Польши. Умер 10 января 1970 года в Москве.
Прожив неполных 68 лет, Меер Аксельрод оставил большое творческое наследие – около шести тысяч живописных и графических произведений: портретов и пейзажей, рисунков, гравюр, театральных эскизов, книжных иллюстраций.
Серия «Немецкая оккупация» («Зверства немцев») (1942-1943) является подступом к циклу композиций «Гетто», созданному М.Аксельродом через двадцатилетие. Мир палачей и жертв, насилие, издевательство, расстрелы, руины, пепелища – мрачные сюжеты с документальной точностью передают трагические переживания военных лет.
Трагическая тема до конца жизни волновала художника. Пронзительные зарисовки военных лет в 1950 – 1960 гг. легли в основу иллюстраций к книгам Ривы Рубиной «Вьется нить», Лейба Квитко «Песнь моей души», Нояха Лурье «Старше на одну ночь», Михаила Лева «Партизанские тропы».