Постановлением СНК СССР от 21 февраля 1938 года на месте судостроительной верфи №16 был создан Автокузовной завод Наркомздрава СССР. Связано это было с тем, что в том же 1938 году на Горьковском автозаводе был начат выпуск спецавтомобилей ГАЗ-55. В салоне автобуса можно было закрепить четверо носилок или усадить 10 человек.
Из Горького в Казань поставлялись шасси, а кузова для «санитарок» изготавливались непосредственно здесь. Официальное название «санитарки» – ГАЗ-55-55, так как числа совпадали, то второе просто опустили. Машины, предназначенные для поставки в Красную Армию, в документах назывались М-55.
За первый год серийного производства изготовили 359 экземпляров ГАЗ-55, плюс 72 шасси были отправлены на Казанский завод. В последующие годы выпуск санитарных фургонов наращивал обороты. В 1939 году силами двух заводов изготовили уже 1293 санитарки, а в 1940 году – 1429 штук.
Однако, на произведенные в Казани спецмашины было много нареканий в плане качества, поэтому с началом Великой Отечественной войны их производство в столице ТАССР было свернуто. Наркомздрав возложил на казанский завод организацию нового производства санитарно-дезинфекционного оборудования. С 1942 года завод стал выпускать дезинфекционные камеры С-1, железные лопаты, шины Дитерехса, санитарные и морские носилки, мелкие лодки для перевозки раненых, автоформалиновые камеры. В это же время был создан цех по пошиву рукавиц дня фронта. Предприятие это существует и по сей день как «Казанский завод медицинской аппаратуры».
Кстати, любители советского кино наверняка вспомнят эту машину по фильму «Кавказская пленница» и фразе шофера Эдика из него: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»
Кстати, фотографии, представленные ниже сделаны в 1939 году как раз на казанском заводе в 1939 году.
#национальныймузейРТ
#музейвойны