Резвяков Павел Николаевич родился 3 апреля 1925 года в селе Танайка. Ушел на фронт в январе 1943 года. Был на учебе в Агрызе, затем в Ижевске. На фронт попал в Смоленскую область. Затем в Белоруссию под Могилев. Служил в снайперском взводе. В Восточной Пруссии был ранен второй раз. Победу встретил в Новосибирске в госпитале. «Орден славы 3-ей степени» нашел ветерана спустя 60 лет.
Павел Николаевич родился и живет в селе Танайка 3 апреля 1925 года. До начала войны родители работали в колхозе; отец умер рано (воевал в гражданскую, были перебиты ребра), мать одна поднимала 3 детей. Окончил 4 класса; с 15 лет работал на заготовке дров в Шаймордане: дрова заготавливали для паровозов, возили на станцию. «Работа была очень тяжелая, однажды от надсады у нас даже лошадь умерла», - вспоминает дедушка.
В январе 1943 года Павел Николаевич призвался в армию, ему еще не исполнилось полных 18 лет. Был направлен в Ижевск, там тяжело заболел малярией. Сначала лечился в санчасти полка, потом во фронтовом госпитале. После выздоровления со своей частью был переправлен под Смоленск. Это было время, когда наши войска только освободили этот город. По дороге не раз попадали под бомбежки. «Нас посадили в эшелон, налетели немецкие бомбардировщики. Эшелон стало мотать из стороны в сторону. Все побежали из поезда в ближайший лес. Неподалеку находился бронепоезд, который отбивал атаку фашистских самолетов», - вспоминает Павел Николаевич. Там он прошел обучение на снайпера и воевал стрелком в 330 стрелковом полку. Был отправлен в Белоруссию. Попал на передовую - на реку Проня. Он был в составе тяжелой артиллерии. Где только не был; приходилось и в разведку ходить. Ходили группами, по 15 человек – разведка с боем. Но однажды как-то все пошло не так. «Лодка была рассчитана на 10 человек, а нас было 15. Еще две лодки по 2 человека. Я был как ординарец, дежурил на рации. Приплыли к немцам, а там 3 линии траншей с колючей проволокой с нанизанными на нее банками, колокольчиками. Наши подползли, но их услышал немецкий патруль. Завязался бой. Меня направили узнать; я к ним, их там нет, они уже у речки; стали садиться в лодки, двоих убило. Плохо сработали, заметили нас. На следующий день нас в наказание заставили учиться форсировать реку, а ночью была организована новая разведка».
Ночевать приходилось в траншеях, иногда в землянках. Всю технику, места отдыха маскировали, укрывали ветками. Неподалеку в деревне кухня была, там готовили еду, которую приносили два солдата так, чтоб не заметили немцы. Иногда ели что придется, бывало и по 3 суток без еды были; перед боями иногда выдавали фронтовые 50 грамм. От родных приходили посылки – хлеб, махорка. Когда прорвали оборону, взяли город Могилев. Было лето, стояла жуткая жара в кровь были сбиты все ноги. С боями продвигались на Запад, дошли до Белорусско – польской границы. Там были мощные немецкие укрепления. Наши самолеты вели ожесточенные освободительные бои. Кругом было все изрыто, все в траншеях. «Спрячешься ночью в траншею, ждешь, когда немцы начнут из укрытий вылезать. Группами по 60 человек сдавались в плен», - говорит ветеран. На территории Польши пробыл около года.
Первый раз ранило в руку, 2-3 недели был при штабе, все быстро зажило. Второе ранение (под городом Данциг) оказалось более серьезным. « На Балтийском море шел сильный бой; с моря, с воздуха, с суши - все гремело. Брали пленных очень много – по 70 человек. Командир приказал перебежать дорогу, меня ранило в голову, но я даже не почувствовал. Товарищи говорят – ты ранен, я только рукой потрогал, куда. Меня перевязали, показали направление куда идти, – вспоминает ветеран.
Я пошел один, по дороге встретил повара части, который пообещал на обратном пути забрать. Стал ждать, но потерял сознание». Долго лечился в госпитале в Польше. Хотели направить воевать с Японией, стали готовить к отправке в Россию. Но ранение было серьезным – Павла Николаевича от дальнейшей военной службы отстранили.
Отправили в Новосибирск, куда прибыли 9 мая 1945 года. Студенты их встречали, сразу на носилках понесли в баню. На следующий день они принесли им подарки, продукты питания. В госпитале в г. Новосибирска ветеран пробыл целый год. Затем его комиссовали. Даже выделяли медсестру для сопровождения до дома, но он отказался. На станции на поезд сажали только раненых и солдат. Один из рядом стоящих мужчин попросил взять его с собой, сказав, что он его отец. В Челябинске на станции этот попутчик купил ему новые сапоги, смастерил чемодан, который был быстро заполнен продуктами. От Кизнера Павел Николаевич шел пешком. В первой деревне (не доезжая Грахово) заночевал в семье у женщины. Там было двое ребятишек, которые весь вечер спрашивали мать: « А это наш папа?» Все подарки от добрых попутчиков он им и раздал.
Павел Николаевич мобилизовался в 1946 году. Вернувшись в родное село, работал конюхом, животноводом. В Новосибирске он обучился на курсах бухгалтеров, но из-за ранения в голову врачи не разрешили работать на данной должности. Общий трудовой стаж 40 лет. Женился в 1947 году. В браке родилось 4 детей: 3 дочери и сын; в настоящее время вдовец, живет один. Дети регулярно навещают, помогают.
Резвяков Павел Николаевич 1925г.р.
Звание: красноармеец
II. Учетная картотека
Приказ подразделения
№: 24/н от: 02.04.1945
Издан: 330 сд 49 А 2 Белорусского фронта /
Резвяков Павел Николаевич
Год рождения: __.__.1925
красноармеец
в РККА с года
место рождения: Татарская АССР, Елабужский р-н, с. Танайка
Перечень наград :
Резвяков Павел Николаевич
место рождения: Татарская АССР, Елабужский р-н, с. Танайка
№ наградного документа: 84
дата наградного документа: 06.04.1985
Перечень наград
Орден Славы 3 степени;
Орден Отечественной войны 1 степени;
Медаль Жукова;
Медаль Ветеран труда;
Юбилейные медали