Хлеб был дороже золота
Родился 5 марта 1927 года в д. Бурундуки Кайбицкого района ТАССР. Трудовой стаж с 14 лет. В 1942 г. - помощник комбайнёра, механик в Муралинской МТС.
Июнь 1941 года катил к закату. Был, помню, чудесный день. На земле - благодать, кругом всё зеленеет, радует глаз. И вдруг, словно туча заволокла небо - война!. Слёзы перемешались с песнями. Наши отцы и старшие братья, уходя на фронт, твёрдо говорили: Не плачьте, мы быстро разобьём врага и скоро вернёмся. Никто тогда не знал, какой долгий путь придётся воинам, чтобы разгромить гитлеровские полчища, задушить зверя в его собственном логове. День ото дня всё меньше оставалось мужчин на селе.
Я окончил семь классов, и старшие посоветовали поступить на работу в МТС, которая находилась в восьми километрах от нашей деревни, Григорий Яковлевич усмехнулся:- «Мал ты ещё ростом, Рифгат, не годишься для работы на комбайне. Надо тебе с годок подрасти». Отказал, словом. Второй раз я пришёл к нему с рекомендательным письмом от председателя исполкома сельсовета Фатхуллина. Ахмадулла абый писал, что я сын мастера-механизатора Калимуллы и не подведу своего ушедшего на фронт отца. Определили меня в бригаду Хакимова. Велели немедленно приступить к ремонту техники. Зиганша абый был старшим комбайнером на двух машинах, а мы, четверо подростков, - его помощниками, то есть двое на каждый комбайн. Я оказался в паре с Мухаметханом, который был всего на год старше. На уборку нас направили в колхоз «Пятилетка» Кайбицкого района. Наш «Коммунар» тянул пятнадцатимильный колесный трактор ХТЗ. Трактористки - Мунира Халикова и Сания Камаева. Мунире исполнилось девятнадцать лет, а Сание - двадцать.
В первые дни комбайн слушался плохо. Четыре поломки, перегрев двигателя, а ко всему прочему наша неопытность сказывались на ходе уборки. Выработка иногда не превышала 3-5 гектаров в день. В короткие часы, отдыхая, лишая себя сна, старались разобраться, в чём дело? Основная трудность, помнится, заключалась в том, что бензиновый комбайновый двигатель должен был работать на керосине. А он на керосине не заводится. Нужно было сильно разогревать коллекторы. Тогда, мы догадались установить дополнительный бачок для бензина. Теперь сначала мотор заводили на бензине, а потом, после прогрева, на ходу переводили его на керосин. Дело пошло лучше. Потом додумались питательную трубку, идущую в карбюратор, обкрутить 5-0 раз вокруг выхлопной трубы, чтобы керосин в карбюратор подавался в разогретом состоянии...
Не случайно я останавливаюсь на таких подробностях. Тогда некому было подсказать, помочь. Техническую грамоту постигали сами. Томимые желанием сделать как можно больше для победы, мы становились механизаторами. Уже в первом своём уборочном сезоне обмолотили хлеба на площади 300 гектаров, что равнялось двум нормам. Заняли первое место среди комбайнёров Муралинской МТС.
Да, на наше детство и юность выпали такие испытания, какие невозможно было и вообразить. Наше поколение на удивление всему миру рано повзрослело. Мы понимали ту огромную ответственность, что легла на тружеников тыла. Работали по 12-14 часов в сутки, не жалуясь на усталость, все - женщины, старики и подростки. Помню, в 1943 году наш комбайн послали на уборку в деревню Семекеево. Она состояла из 30-40 домов. И во всём этом селении не было ни одного мужчины. Когда же во время уборки вернулся с фронта дядя Кузьма, его восторженно встречала вся деревня. Хлеб тогда убирали до глубокой осени. Комбайнов не хватало. Жали серпами, конными лобогрейками, вязали хлеба в снопы и укладывали в скирды. Затем в течение всей зимы зерно обмолачивали комбайнами и сложными молотилками. Хлеб был дороже золота. Весь убранный урожай, кроме семенного фонда, отправляли на фронт. Комбайны на молотьбе обслуживали 25-30 женщин. Работали от темна до темна. Вспоминаю, как по утрам, пока я со своей помощницей Сабирой апой разогревал двигатель, женщины завтракали, зажарив на огне немножко зерна. Но обычно выручала картошка.
Были трудные военные годы. Но и в то же время мы переживали светлое чувство единения с природой, радовались щебету птиц, налитому колосу пшеницы, готовности каждого человека придти на помощь ближнему в беде. И хоть много лет миновало с тех пор, но всякий раз радость коллективного труда в сельскую страду, как в юности, сил прибавляет. Ведь каждый наш успех тогда, рекордная выработка были не только желанием показать себя настоящим мастером-земледельцем, главное - это приближало победу над заклятым врагом. И она пришла светлым майским днём. Не узнавали отцы, возвращающиеся в родной край с далёких полей битвы, своих повзрослевших сыновей. Они тоже стали солдатами. Солдатами хлебной нивы.
Кончилась война. После семилетнего перерыва в учёбе я снова сел за учебники. Восьмой и девятый классы окончил заочно. С 1953 по 1958 гг. - студент Казанского СХИ. Хочу выразить самую сердечную благодарность всем преподавателям, которые помогли мне в своё время выйти на большую дорогу. Моими преподавателями были: профессора С.А.Коньков, Р.Р.Хусаинов, доценты А.М.Набойщиков, И.И. Еникеев.
То, что я сделал, кажется мне ещё очень малым и незначительным по сравнению с той заботой, которую проявляла обо мне моя страна. Кажется, только вчера поздравляли меня в семье с успешным окончанием Казанского сельскохозяйственного института. Годы учёбы оставили в моей памяти неизгладимое впечатление: то были самые радостные дни. Тебе созданы все условии. Государство выплачивает стипендию. Обеспечивает жильём. С тобой ежедневно занимаются профессора и квалифицированные преподаватели. Только учись, обогащай себя знаниями! Такие условия для учёбы созданы только на моей Родине. Кто очень желает учиться, ему для этого все двери открыты».
В 1958 году с отличием окончил факультет механизации сельского хозяйства КСХИ. Учился в аспирантуре заочного отделения МСХА им. К А.Тимирязева. В 1960-1966 гг. - доцент кафедры эксплуатации и ремонта МТП в Казанском СХИ. Доктор сельскохозяйственных наук, и.о. заведующего кафедрой сельскохозяйственных машин. Герой Социалистического труда. Заслуженный механизатор сельского хозяйства ТАССР. Заслуженный рационализатор РСФСР. Лауреат Государственной премии РСФСР. Автор 12 изобретений, более 40 научных трудов, монографий.
Награждён тремя орденами Ленина, золотой медалью ««Серп и молот», медалью ««За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Серебряная и бронзовая медали ВДНХ (1954г., 1958 г.).
В 2000 году в Республике Татарстан утверждён ежегодный приз памяти Героя-комбайнёра Р.К. Калимуллина и памятный знак «Лучший комбайнёр года».