Ровно пятнадцать лет назад, 12 июня 2005 года, в год празднования страной 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, не стало Пикулева Николая Александровича – доктора технических наук, профессора, основателя и первого заведующего кафедрой металлических конструкций и испытаний сооружений КИСИ.
Родился Пикулев Н.А. 29 августа 1923 года в Москве. В 1941 году он окончил среднюю школу г. Чебоксары, курсы комбайнеров и все лето и сентябрь проработал комбайнером. 28 сентября 1941 года Николай Пикулев был призван в армию и направлен в Горьковскую школу радистов. После окончания радиошколы в январе 1942 года начал служить радистом в Воздушно-десантных войсках.
Из книги Пикулева Н.А. «Спрессованная жизнь»: «Москва, ВДВ, на фронт. …И вот всеобщее ликование – началось наше наступление под Москвой! Сводки с фронта ждали с жадностью и нетерпением. Радистов понемногу начали готовить к «продаже» в части, а нас, нескольких лучших курсантов, в декабре стали обрабатывать по линии политотдела, чтобы склонить добровольно согласиться остаться в школе в качестве инструкторов. Но никто из нас на это не соглашался, все как один требовали отправки на фронт, и когда под Новый год многих уже отправили, а нас оставили в школе, мы договорились объявить лежачую забастовку протеста. Лежали на койках и требовали отправки на фронт. К нам поочередно приходили начальник школы, начальник политотдела, еще кто-то и пытались внушить нам, что в интересах дела мы должны остаться в школе. Когда же это не возымело действия, начальник школы объявил: «Ладно, черт с вами, лежите. Мы вас в хорошие войска разошлем». И в начале января нас всех отправили в Москву в распоряжение штаба Воздушно-десантных войск…
… Наша подготовка проходила скоротечно. Наш корпус № 14 и одна маневренная бригада численностью всего около 14 тысяч человек были высажены в верховья Днепра в район Смоленска и Дорогобужа, чтобы оседлать идущие на запад коммуникации – Варшавское шоссе и другие. Нас, значительную группу связистов, оставили в распоряжении узла связи штаба ВДВ и продолжали доучивать. Однажды с зарядки нас срочно без песен завели в помещение и построили в шеренгу. Вышел майор Борченко, наш шеф, и объявил, что для выполнения важного боевого задания требуется 12 человек, скомандовал: «Добровольцы! Шаг вперед, марш!». Вся шеренга дружно шагнула. Тогда майор вынул заранее заготовленный список и зачитал 12 человек, отправляемых на задание, среди них оказались и я. Нам дали три дня, чтобы догнать наступающую 4-ую Ударную армию, затем, как мы далее узнали, должны были обеспечить ее связью с высаженным в тыл к немцам 14-м корпусом во время его воссоединения с 4-ой Ударной армией.
Повезли нас в открытом грузовике в сопровождении газика с полотняным верхом, на котором была РСБ. Мороз был под сорок, а ехали день и ночь по фронтовым дорогам, где села и города были сожжены дотла, так что и погреться негде было. Ехали по 600 километровому маршруту Солнечногорск - Клин - Калинин -Торжок - Пено - Андреаполь - Торопец - Старая Торопа. Через канал Москва-Волга немцы в Дмитров не смогли перейти. Из канала спустили воду, и лед повис на берегах как противотанковое препятствие. Мерзли до позвоночника, радовались каждой возможности повытаскивать машину из канавы или воронки. Апофеозом победы под Москвой была дорога до Калинина, которая была буквально завалена трупами гитлеровцев и военной техникой, повсюду виднелись следы работы «Катюш».
Целые многокилометровые зоны почерневшей, обгоревшей, взрыхленной артиллерией земли, остовы боевых машин. Наших было мало, и трупов солдат наших не было видно, видимо успели убрать, зато валы снега вдоль дороги были буквально нафаршированы трупами немцев. А в этих валах были нарыты норы, в которых прятались все, кто был на дороге, когда появлялись немецкий самолет-разведчик или «Мессершмиты». Это делалось по крику «Воздух!». В норах из снежных стенок торчали руки, ноги, головы. Когда расчищали дорогу и торчащий вмерзший в снег труп мешал, его просто перепиливали поперечной пилой и забрасывали наверх. В одном месте пришлось видеть труп деревенской женщины с примороженным к ней малышом. Глядя на нее, на немецких солдат, нашедших смерть на этой земле, думал, чем все это можно оправдать? Во имя чего все это? Но и в мыслях не было, что лучше было бы просто уступить немцам, во избежание жертв».
Весной оставшейся в живых группе радистов-десантников поступил приказ сдать технику и оружие и добраться до Москвы. Там Пикулева Николая послали на повышение квалификации в разведшколу при Московском электротехническом институте связи.
К концу лета 1942 года он сдал экзамены по спецдисциплинам, нормативы по радиоприему и передаче и получил квалификацию радиста дальней связи первого класса.
Почти до конца Великой Отечественной войны Пикулев Н.А. участвовал в боевых действиях на Калининском и 1 Прибалтийском фронтах. Новый 1945 год Пикулев Н.А. встречал в качестве начальника мощной трассовой радиостанции SCR -399, смонтированной во вьючно-фургонном варианте на «Студебеккере» с прицепом. Такие машины получили лишь в конце войны по Ленд-лизу из Америки, и с этого времени он входил в состав 21-ой гвардейской транспортной авиационной дивизии.
Летом 1945 года участвовал в войне с Японией и в составе десанта был переброшен из Монголии в Китай (г. Мукден). С начала 1946 года Пикулев Н.А. стал начальником организованного им же трассового радиоцентра, который обслуживал военную транспортную авиацию по всему Приамурью и Приморью, а также трассы, идущие в Китай, Корею, на Курилы, Сахалин и Камчатку. Центр имел несколько радиостанций SCR 399 и радиоприемный пункт.
В феврале 1947 года Пикулева с другом Говорухиным Николаем вызвали в штаб 12-ой воздушной армии на прием к командующему генерал-полковнику Соколову. За отличную службу командующий вручил ему именные часы и объявил благодарность в приказе по армии. Вышла армейская газета с аншлагом во всю полосу: «Радисты! Будьте такими, как гвардеец Пикулев!» Лозунги с таким содержанием висели на всех радиоцентрах, начиная от Хабаровска и кончая Порт-Артуром. Через некоторое время он принял дела у радиста, летавшего на американском С-47, и стал бортрадистом этого флагмана.
В марте 1948 года Пикулев Н.А. был демобилизован в звании гвардии старшины. После демобилизации поступил на вечерний факультет Московского электротехнического института связи, который окончил в 1954 году. Учебу в институте совмещал с работой в Центральном научно-исследовательском институте промышленных сооружений, где проработал 11 лет. Там же окончил аспирантуру по динамике сооружений и защитил кандидатскую диссертацию. Вся его дальнейшая творческая жизнь посвящена виброзащите зданий и сооружений. С 1959 по 1967 годы работал в Свердловске в Уральском Промстрой НИИ проекте, возглавляя лабораторию защиты от вибраций. В 1967 году переехал в Казань, стал преподавать в Казанском инженерно-строительном институте. Здесь в 1972 году защитил докторскую диссертацию, а в 1973 году организовал и возглавил кафедру металлических конструкций и испытания сооружений, которой руководил по 1989 год.
Пикулев Н.А. являлся крупным специалистом в области динамических испытаний и виброзащите конструкций зданий и сооружений. Руководил и участвовал в ряде важных работ – измерение преднапряжения в стволе Останкинской башни, виброизоляция сверхточного оборудования (ГИПО, КОМЗ, АОМЗ, КМПО и др.), разработка и монтаж группы маятниковых гасителей высотного корпуса Казанского государственного университета, и виброизоляция более 100 дробилок в г. Асбест и др.
В этом году к 75-летию Победы Мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" был реставрирован. Это уникальное сооружение, его общая протяженность от подножья до вершины составляет 820 метров. Композиционным центром ансамбля является скульптура "Родина-мать зовет!" Монумент изображает женщину, держащую в руке меч. Высота монумента - 85 метров с мечом, 52 метра без меча. Длина меча - 33 метра, его вес - 14 тонн. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч. В работе по обследованию меча принимал участие профессор кафедры строительных конструкций Казанского инженерно-строительного института Пикулев Н.А.
Он является автором более 100 научных работ, в том числе монографий, 66 авторских свидетельств и патентов. Среди его учеников 6 человек – кандидаты наук, 5 – доктора наук.
Награжден орденом и 8 медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», знаком «Изобретатель СССР», присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники ТАССР» (1978г.).
В 2010 году вышла книга воспоминаний Пикулева Н.А. "Спрессованная жизнь". Николай Александрович начал писать книгу в 1993 году и писал её до конца своих дней. В преддверии 65-ой годовщины Великой Победы его ученики вспомнили о рукописях книги, которые сохранились в семейном архиве. Благодаря сотрудникам кафедры МКиИС, которые собрали все очерки и воспоминания автора, книга под редакцией Юманова В.А. увидела свет и стала своего рода памятником в знак глубочайшего уважения и поклонения Николаю Александровичу и другим фронтовикам.
Информацию предоставила Э.З. Гильмутдинова, директор музея истории КГАСУ
#ВечныйОгоньПобеды #СтудентПобеды #МинобрнаукиРоссии #кгасу #казгасу #киси