ТАЛТАЕВ Вагиз Загидуллович, 1916, с. Средние Тиганы. Призван на флот 23 окт. 1937 Чистопольским РВК. Старшина 2 ст./ 1 ст., ком. отделения мотористов сторожевого катера «истребителя» ЗК-36 1 Балтийского отряда пограничных судов НКВД/ 8 дивизиона СК Охраны водного района Ленинградской военно-морской базы/ 7 ДСК ОВР Кронштадтского морского оборонительного района Краснознамённого Балтийского флота. Член ВКП(б). Тяжело ранен 9 сент. 1941. В навигацию 1943 провёл 116 боевых выходов в море, проведён конвой 350 буксиров и 400 барж с военным и продовольственным имуществом. 17 раз конвой подвергался арт. обстрелам противника. В навигацию 1944 катер провёл 110 боевых выходов на разведку минных полей, обеспечение траления, сторожевую службу, сопровождение транспортных и военных судов с безотказной работой моторов, которые наработали 490 часов, катер прошёл 5 500 м/миль с экономией топлива 20 000 кг. Награждён медалями «За оборону Ленинграда», Ушакова, орденом Красной Звезды.
https://rzhavin77.livejournal.com/138241.html " 26 мая 1944 года из Нарвского залива в Лужскую губу возвращался небольшой советский корабль И-36 (типа ЗК) 7 ДСКА ИО ОВР КМОР КБФ. М-да, аббревиатура грозная. А значит она следующее: И-36 (типа Золотовский катер) 7-го дивизиона сторожевых катеров Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района Краснознамённого Балтийского флота. Построен катер был в Ленинграде на бывшей верфи Александра Леонтьевича Золотова, которая с 1930 года именовалась Судостоительной мастерской морпогранохраны ОГПУ (ныне: Открытое акционерное общество «Судостроительная фирма «Алмаз»). В 1928-1932 годах там было построено 16 катеров ЗК для советских пограничников, из которых девять поступили на Чёрное море, а семь – на Балтику.
Среди последних был катер ПК-232. С 27 августа 1935 года он именовался ПК-65, с 9 января 1941 года – К-237, с 11 сентября 1941 уже И-36 (а во многих документах именовался по своему типу как ЗК-36). До 15 июня 1936 года катер входил в состав 1-го Псковско-Гдовского дивизиона морпогранохраны, до 18 октября 1940 года – в состав 8-го Псковского погранотряда, затем – в 1-й Балтийский ОПС (Тронгзунд), а в сентябре 1941 года был переведён в состав ОВР КБФ.
Катер имел нормальное водоизмещение 18 тонн, а полное – 19 тонн. Наибольшая длина – 19,8 метров, ширина – 3,3 метров, осадка – 1,2 метров. Катер принимал на борт 2 тонны топлива (авиабензин Б-70) и 0,1 тонну пресной воды. На катере работали два бензиновых двигателя по 300 лошадиных сил каждый. Скорость хода составляла 16 узлов полным ходом и 13 узлов экономическим (с дальностью плавания в таком случае в 350 миль). Мореходность не превышала 4 балла. Вооружение катера состояло из 45-мм полуавтоматической универсальной пушки 21-К (скорострельность 25 выстрелов в минуту) и 12,7-мм пулемёта ДШК. Экипаж 10-12 человек.
Командиром катера был старший лейтенант Иван Александрович Турченков. Он родился под Зарайском 29 августа 1912 года, служил на флоте с 1934 года. За кампании 1942 и 1943 годов его катер не имел ни одной аварии, хотя действовал в сложных боевых условиях. И-36 конвоировал караваны из Ленинграда в Кронштадт с войсками и военными грузами, всключая танки, уничтожал минные поля противника, поддерживал действия сухопутных частей. Старлей Турченков проявил себя смелым и решительным офицером. Например, когда в сопровождаемую баржу попал вражеский снаряд при обстреле артиллерией противника с суши и там начался пожар, Турченков прикрыл её дымзавесой, подошёл к горящей барже и, руководя своим личным составом, принимал участие в ликвидации пожара, который был потушен, и груз невредимым дошёл до советских войск.
26 мая 1944 года из Нарвского залива в Лужскую губу с боевого задания возвращался И-36. Что случилось в этот день, восстановил по наградным листам на экипаж катера, который проявил себя с самой лучшей стороны. Как говорится, ничего не предвещало, как вдруг в 19:44 советские корабли и военно-морская база в Усть-Луге подверглись эшелонированной атаке немецких самолётов. 54 «Юнкерсов», пикирующих бомбардировщиков Ju 87 (знаменитые Штуки – «лаптёжники»), и 18 «Фокке-Вульфов», истребителей Fw 190, атаковали группами. И-36 подвергся атаке в общей сложности 27 немецких самолётов, которые нападали волнами по 12-15 машин.
Сигнальщик краснофлотец Леонид Дмитриевич Краснопёров (родился в Забайкалье в 1917 году, призван из запаса в 1941 году) вовремя заметил угрозу. В течение всего боя он ориентировал командира о подлетающих самолётах, что давало возможность катеру своевременно уклоняться от бомб противника.
Слаженные действия экипажа, которым как всегда решительно командовал старший лейтенант Турченков, позволили кораблю избежать прямого попадания обрущившихся на него 40 вражеских бомб. Однако избежать попадания осколков не было никакой возможности – бомбы рвались вокруг катера, который за время боя получил 38 надводных и подводных пробоин. Когда очередным осколком сбило компас с нактоуза, рулевой катера краснофлотец Дмитрий Георгиевич Борисов (ленинградец, родился в 1924 году, воевал уже с 1941 года в составе истребительного батальона НКВД, был ранен, а на флоте оказался в 1942 году) продолжал точно удерживать катер на курсах по видимым предметам, и чёткость и точность выполения им команд Турченкова позволили катеру своевременно уклоняться от рвавшихся бомб.
Для маневрирования катеру требовался форсированный ход, обеспечиваемый исправной работой моторов. Однако осколками бомб перебило масломагистраль и две компрессионных крышки, начался пожар. Не останавливая мотор, мичман Василий Александрович Душенков (ленинградец 1907 года рождения, на флоте с 1932 года), моторист старшина 1-й статьи Вагиз Загидуллинович Талтаев (родившийся 15 октября 1916 года под Чистополем Казанской губернии, на флоте с 1938 года) и старший краснофлотец Иван Петрович Балыбердин (родившийся в 1918 году под Котельничем Вятской губернии, на флоте с 1939 года) бросились тушить огонь, и, обжигая лица и руки, потушили пожар и заделали повреждения и пробоины, чем обеспечили бесперебойную маневренность катера во время бомбёжки.
Балыбердин, являясь санитаром, также бросился наверх оказывать первую помощь раненым, остановив сильное кровотечение у двух моряков. Кто же это был?
На корме из пулемёта по самолётам вели огонь пулемётчик краснофлотец Николай Егорович Глазков (сибиряк, родившийся 8 апреля 1925 года, на флоте с 1943 года) и минёр старший краснофлотец Каленик Тимофеевич Мамонтов (родился под Киевом 14 декабря 1918 года, на флоте с 1940 года). Разрывы бомб создали вокруг катера буквально стену из воды и осколков. Не обращая на это внимание, Глазков беспрерывно вёл пулемётный огонь по самолётам противника, не давая им приближаться на близкую дистанцию, заставляя отворачиваться в сторону, сбивая с курса. В разгар боя у Глазкова была перебита рука, он был ранен в лицо. Теряя силы, Глазков продолжал вести огонь, совместно со вторым номером – Мамонтовым. Осколком бомбы была перебита пулемётная лента. Глазков и Мамонтов быстро исправил повреждения, пулемёт продолжал действовать. Быстро перевязанный Балыбердиным, Глазков с боевого поста не ушёл до конца боя.
Раны другого моряка оказались серьёзнее. На носу катера атаку самолётов отражал расчёт 45-мм орудия – трое моряков: боцман старшина 1-й статьи Тихон Зосимович Кананыхин (родился на Донбассе в 1915 году, на флоте с 1940 года) и комендоры краснофлотец Максим (в одном наградном листе ошибочно назван Михаилом) Павлович Москвичёв (родился под Инзой в Поволжье в 1918 году, на флоте с 1939 года) и старший краснофлотец Николай Алексеевич Сомов (родился в 1918 году в Москве, на флоте с 1939 года). Осколками бомб Сомов был тяжёло ранен в спину и ногу, но с боевого поста отошёл только после повторного приказания командира катера, чтобы Балыбердин смог оказать ему первую помощь. А на место Сомова заступил Фрейберг, который до этого помогал матросам в машинном отделении, и орудие продолжило бесперебойную стрельбу по вражеским самолётам.
Не удивительно, что за проявленную отвагу после этого боя все моряки И-36 были награждены орденами и медалями. Воспитаннику Адольфу Фрейбергу вручили медаль Нахимова – аналог «сухопутной» медали «За боевые заслуги».
Другие корабли также уверенно отражали авианалёт, пока на помощь не подлетели советские истребители, которые сбили 11 «Юнкерсов» и 9 «Фокке-Вульфов» и прогнали остальные. Всего в ходе налёта было повреждено четыре тральщика, три сторожевых катера и один большой морской охотник. Кроме того, на базе начался пожар, и сгорело в общей сложности 65 тонн бензина. Погибли два краснофлотца, ещё семеро были ранены тяжело (по меньшей мере, один позже умер от ран) и 15 легко.
Красочно всё преувеличино было в наградных листах? Могло и такое быть, не спорю. Но факты остаются фактами: сторожевой катер И-36 подвергся налёту самолётов противника, когда те атаковали советские корабли в Лужской губе и ВМБ Усть-Луга, но избежал прямого попадания вражеских бомб и, несмотря на то, что получил 38 надводных и подводных пробоин, вернулся на базу, имея после боя только двух раненых.
Что потом случилось с кораблём и его экипажем? Катер быстро починили, и он довоевал до Победы. 6 октября 1944 года он получил название СК-36. После Победы, 4 июля 1945 года, катер был возвращён пограничным войскам, вошёл в состав 5-го Балтийского ОДСКР в Тронгзунде, и с 10 октября 1945 года назывался К-318. 12 ноября 1947 года был списан и исключён из состава морчастей пограничных войск..."