Бронепоезд – это железнодорожный состав с артиллерийским и пулемётным вооружением, укрытый бронёй. Обычно он предназначался для боевой поддержки пехоты и других родов войск, а также для ведения самостоятельных боевых действий в полосе железных дорог.
В первые месяцы Великой Отечественной войны каждый из бронепоездов в организационном отношении действовал самостоятельно, но уже к осени 1941 года началось массовое объединение бронепоездов в отдельные дивизионы. В ноябре 1941 года по указанию ГКО было создано 40 дивизионов бронепоездов. Их материальная часть строилась, как правило, в тылу, на заводах, эвакуированных в Поволжье, Урал и Сибирь.46-й отдельный дивизион бронепоездов формировался на территории ТАССР. Формирование дивизиона началось на ст. Юдино Казанской железной дороги в ноябре 1941 года.
Так, из патриотических настроений и желания помочь фронту железнодорожники Юдинского узла решили построить своими силами бронепоезд. Назвали они его «Красный Татарстан». 1 ноября 1941 года Наркоматом путей сообщений было дано разрешение на строительство. Управление Казанской железной дороги , политотдел и дорожный профсоюз поддержали это решение. Тем более, железнодорожники Юдинского узла имели определённую материально-техническую базу и людей, объединённых единой целью. Общее руководство строительством бронепоезда было поручено замечательному инженеру, заместителю начальника паровозного депо Юдино Вячеславу Рудольфовичу Герасимовичу. Подготовку и строительство бронепоезда возглавил Александр Александрович Горожанин – начальник вагонного участка. Комиссаром строительства был назначен секретарь партбюро Ржавин. Впервые железнодорожники узла взялись за выполнение сложного военного заказа.
В строительные бригады вошли рабочие многих специальностей, такие как слесари, токари, газоэлектросварщики, кузнецы, столяры, разметчики. Не хватало достаточного опыта и технического оборудования, но особенно, основного материала – броневой стали. На помощь железнодорожникам пришли специалисты и консультанты из ведущих промышленных предприятий г. Казани. «Одеть» в бронь паровозы и вагоны было делом непростым!
Необходимо было также выбрать паровоз для бронепоезда. Долго решали, наконец пришли к выводу, что самым подходящим будет маневровый паровоз депо Юдино серии ОВ №6116. Это был единственный подходящий локомотив для бронепоезда, облегчённый, с хорошей маневренностью.
Мастера паровозного дело Н.С. Николаев и А.С. Шугуров укрепили все слабые места локомотива. Чтобы ускорить работу и досрочно сдать фронту мощную военную единицу работали по 14-17 часов в сутки, часто не уходили домой по несколько дней.
Много людей принимало участие в подготовке бронепоезда к боевым действиям, но среди них были и лучшие: кузнецы Филиппов, Родин, токари Циркурский и Горшенев, слесари Алексеев и Аксенов. Особенно старались женщины, которые работали на равных на самых трудоёмких операциях наравне с мужчинами. Вот их имена: Галия Гатина, Анна Афанасьевна Ершова, Мария Ивановна Самарина, сверловщица Тарасова, которые не отходили от станка по 18-20 часов в сутки, забывая об отдыхе.
При строительстве бронепоезда были и проблемы: по ходу работы приходилось менять чертежи, целые технические узлы. С этой задачей справлялись инженеры Муравьёв и Афанасьев. Рабочую сметку проявляли токари депо Боронин и Володин.
Газосварщики вагонного парка и паровозного депо были на высоте и в сжатые сроки сдавали свою работу военным приёмщикам с высоким качеством.
Взаимопонимание, взаимовыручка и поддержка друг друга были основными принципами строителей бронепоезда.
Самой сложной работой для мастеров и рабочих было отлаживание поворотных механизмов орудий. Здесь проявили своё качество слесари-новаторы Анисимов, Маркелов, Филягин и другие.
Одновременно со строительством бронепоезда Юдинский райвоенкомат начал боевое комплектование этой грозной машины из числа добровольцев-железнодорожников.
Для технического обслуживания бронепоезда в экипаж были отобраны специалисты самых разных железнодорожных профессий, в том числе и путейцы.
В конце марта 1942 года состав из добровольцев экипажа был утверждён. В него вошли машинисты: А. Брыкалов, В. Кучанов, А. Акулинин, М. Плотников, А. Турцев. С.Шулов. Помощники машинистов: М. Артемьев, И. Реутов, И. Савельев, Е. Ермолаев, И. Волков, М. Савельев.
Техник-лейтенант С.Г. Бушуйкин – секретарь комсомольской организации паровозного депо Юдино - был назначен политруком. Вагонным мастером был утверждён Николай Иванович Крылов. В зенитный расчёт включён Степан Тимофеевич Крестенков.
В добровольческий экипаж был также включён помощник машиниста Александр Александрович Логинов, сын знатного машиниста Александра Логинова, который в годы гражданской войны водил легендарный бронепоезд «Свободная Россия», освобождая Казань от белочехов и белогвардейцев.
Строительство бронепоезда было закончено и передано представителю военного командования.
Доформирование бронепоезда проходило в Москве. Экипаж был пополнен кадровыми военными: артиллеристами, связистами, пулемётчиками; он стал грозной боевой единицей Красной Армии, успешно прошёл всю войну.
Вначале он был направлен на Сталинградский фронт, где активно участвовал в боях за Сталинград, а затем в военных действиях на Северном Кавказе. Бронепоезд «Красный Татарстан» обеспечивал прикрытие железнодорожных узлов от налёта вражеской авиации, охраняя железнодорожные мосты стратегического назначения от авиадесантых групп противника, участвовал в ответственных операциях на отдельных участках фронта, проводил разведку боем, подавлял артиллерийские и пулемётные точки противника.
Великая победа завершила героический рейд « Красного Татарстана» на польско-румынской границе.
Здесь бронепоезд был расформирован. В марте 1945 года бронепоезд «Красный Татарстан» в составе 46 отдельногодивизиона бронепоездов на основании приказа Генерального штаба Красной Армии убыл в Москву , в резерв Ставки Верховного Гланокомандования. В октябре 1945 года дивизион был расформирован. При этом боевая материальная часть была сдана на военный склад Московского военного округа.
Не все патриоты-железнодорожники вернулись к своим семьям, в боях за Родину погиб на станции Волновиха Донецкой железной дороги машинист Семён Михайлович Шумов, помощник машиниста Иван Савельев – под Ростовом. Тяжёлое ранение получил машинист Алексей Брыкалов.
К большому сожалению, вместе с экипажем не вернулся домой и бронепоезд «Красный Татарстан», который остался памятником всем, кто создавал его, кто добывал на нём нашу Победу и кто погиб, отстаивая свободу и независимость нашей Родины, показал сплочённость и патриотизм железнодорожников Юдинского узла, что стало залогом Победы в этой Великой войне.
Поскриптум : По воспоминаниям хранителя музея ДК железнодорожников Юдинского узла Петуховой В.Х. инициативная группа локомотивного депо Юдино предприняла попытку к юбилейной дате 35-летию Победы в Великой Отечественной войне в конце 1979 года найти бронепоезд «Красный Татарстан» и вернуть его на Родину, как памятник самоотверженности и патриотизма железнодорожников Юдинского узла. Группа выехала в Москву.Добралась до парка отстоя Московской ж.д., где хранились бронепоезда , в том числе и наш «Красный Татарстан». Но намерению не удалось сбыться. Нашу группу не допустили на территорию, где стоял бронепоезд. Он, как и другие бронепоезда , уже использовались как реквизит для съемок художественных и документальных фильмов о войне .Группе железнодорожников лишь удалось узнать, что наш бронепоезд со времен войны сохранился лучше других. Они вернулись ни с чем.
Автор:
хранитель музея Казанского региона Юрыгина Татьяна Ивановна