Уроженцы Республики Татарстан внесли большой вклад в дело Победы. 28 апреля Президент РТ Рустам Минниханов лично вручил 17 ветеранам, труженикам тыла медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Уважать ветеранов, которые живы, и помнить о тех, кого уже нет, – священный долг каждого из нас.
О войне рассказано и написано немало, а всех её участников объединяют какие-то общие большие события. Но у каждого ветерана всё-таки была своя война. Вот и у Петра Дмитриевича Ананьева всё сложилось именно так, как, наверное, и было определено судьбой.
Его боевой путь отмечен медалями «За отвагу», «За взятие Вены», «За победу над Германией», а также многими юбилейными наградами, к которым совсем недавно добавилась ещё одна – «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Она дорога, как все остальные, ведь это – свидетельство не только непосредственного участия в той войне, но и проявление особой заботы и внимания со стороны правительства, благодарности за самоотверженность и любовь к Родине.
На её защиту он был призван в 1943 году, как говорится, в семнадцать мальчишеских лет. Повестку получил, когда был на лесоразработках в Кайбицком районе. И так получилось, что к назначенному сроку прибыть в военкомат не сумел по той причине, что по дороге домой не выдержала и пала лошадь.
– Влетело за опоздание, конечно, – говорит Пётр Дмитриевич, – грозились даже в штрафную роту отправить, но всё обошлось. И попал я на Украину, в полковую школу младших командиров 100-й Краснознамённой Свирской дивизии, в воздушно-десантную бригаду…
Освоил прыжки с парашютом, не понаслышке знает он также, как десантироваться с планера, и многое другое, чему учили в школе. Встречался и с бандеровцами, от которых приходилось оберегать население, принимал участие в больших дивизионных ученьях. Всё это – напряжённый солдатский труд и тяжелейшие испытания, и их Пётр Дмитриевич выдержал с честью.
А потом был фронт, бои в Австрии, Венгрии. Особенно ветерану запомнилось взятие Вены.
– Это произошло довольно быстро, -- вспоминает он. – Встречали нас так, как и полагается встречать освободителей: люди выходили из подвалов и подносили на подносах рюмки с водкой… А одна старушка, помню, подошла и спросила, где же у нас рога? Вот так их, видимо, пугали русскими…
Где-то в тех краях однажды, рассказывает Пётр Дмитриевич, он просто чудом остался жив. Ему пришлось заменить отставшего ездового пушечной повозки. Началась стрельба, и лошади, как бывает в таких случаях, испугались и понесли. «Прыгай! Прыгай!» – кричали все вокруг, но как и куда, ведь можно попасть под пушку! А если не прыгать, то – к немцам…
– Я всё-таки выбрал момент и спрыгнул с повозки, – говорит ветеран, – а лошадей, конечно, убило…
Сельский парень, он всегда жалел их, таких же тружеников войны, тем более хорошо знал, как они необходимы в хозяйстве. Но что тут говорить о лошадях, когда на глазах каждый день гибли люди.
День Победы Пётру Дмитриевичу запомнился тем, что им выдали… ведро квашеной капусты и четыре бутылки водки. А ещё – ощущением огромной радости и счастья от того, что наконец-то закончилась война. Правда, до возвращения домой было ещё далеко: вплоть до 1950 года он продолжал службу на Украине. Кстати, военная судьба свела его с земляком, Виктором Александровичем Басковым из Красного Вала, с которым до сих пор поддерживаются тёплые дружеские отношения. И ничего, наверное, нет дороже и ценнее, чем вот такое настоящее фронтовое братство, скреплённое боевым прошлым и десятилетиями.
Вся трудовая биография ветерана связана с Никольском, где он работал шофёром и комбайнером. Со своей женой Анной Афанасьевной, которой сейчас нет в живых, вырастили троих детей: дочери обосновались во Владивостоке и Ульяновске, сын – в Набережных Челнах. От одиночества спасает то, что его судьбу сегодня разделяет Нина Александровна, а живут они в одном из новых домов, появившихся в посёлке Приволжский в последнее время. С крыльца их благоустроенного жилья открывается прекрасный вид на памятники старины музея-заповедника, на волжские острова и просторы, любоваться которыми можно бесконечно. Пётр Дмитриевич всегда находит себе дело, к тому же приусадебный участок у них довольно большой. Такой, что даже для липы отвели уголок: пусть растёт и радует хозяев, ведь дерево на новом месте должно быть посажено обязательно. Жаль только, что сейчас ветеран уже не сыграет на гармони, а было время -- и привыкшие к крестьянскому труду крепкие руки уверенно и смело владели этим инструментом. Душой компании Пётр Дмитриевич был всегда, а песня помогала ему и строить, и жить, и воевать…
Воспоминания спасского ветерана
Корпункт: