Война живет в душе у каждого из нас. Только у одних она тихо дремлет под покровом насущных забот, напоминая о себе лишь на кануне памятных дат или прикрывается равнодушием, всплывая в памяти по случаю..
Но есть люди для которых военное наследие передается по генетической цепочке, от поколения к поколению. Оно незримо присутствует во всех их начинаниях, перерастая от простого увлечения в главное дело их жизни, забирает все свободное время, требуя при этом дополнительных усилий и затрат.
Эти люди целиком и полностью увлечены военной археологией, идеально знают историю и прекрасно в ней ориентируются.
Удивительным образом устроена наша жизнь! События, произошедшие полвека назад, а то и вовсе перевалившие за седьмой десяток, сегодня продолжают влиять на судьбы наших современников. Давно забытая история из прошлого, десятилетиями ожидала своего часа, чтобы снова напомнить о себе! Напомнить о том, какой ценой и в каких не человеческих условиях приходилось защищать сегодняшнее благополучие и мирную жизнь многих поколений. И еще раз поведать о судьбе тех, кого выбрала война.
Тем и дорога победа, что преодолевать приходилось серьезные препятствия и нелегкие испытания.
А начиналась эта история совершенно обыденно.
Следопыт со стажем, Ионас Янушаускас, в очередной раз просматривал Книгу Памяти. И на одной из страниц, отведенных Шумскому кладбищу, заметил фотографию. На снимке была изображена железная тумба, а на ней табличка и надпись: "Здесь в октябре 1944 года похоронен старший лейтенант Валерий Мигушкин". Ионасу показалась странной, сопутствующая снимок информация. Дело в том, что в это время фронт находился почти в 300 километров от Шумска и боев в районе городка никогда не было. Откуда и как появилась могила офицера было не понятно. Значит указанные данные следовало проверить. С первой попытки разыскать захоронение, поисковикам Вильнюсского военно-исторического объединения "Забытые солдаты", не удалось. Зимой кладбище вместе с памятниками, засыпало снегом. Поэтому вернулись к поискам только по весне. Первым делом опросили местного краеведа. Пожилая женщина подсказала поисковикам, что такая могила в Шумске действительно существует и все годы за ней ухаживала жительница Шумска, тетя Шура (так тепло и трогательно называют Александру Герасимович, жители Шумска)
Александра Андриановна Герасимович переехала в Шумск (сейчас городок называется Шумскас) из Ульяновской области, к своему брату, офицеру Павлу Карташову. Случилось это в 1947 году. Брат часто рассказывал ей, как воевал, делился воспоминаниями о своем друге, старшем лейтенанте Мигушкине. Упоминал, что друг скончался в Шумском госпитале, объяснял где он был захоронен. Александра Андриановна не запомнила, как звали офицера, почему-то в ее памяти отложилось имя Валерий. Вместе с коллегой по работе они разыскали могилу воина и с тех пор подруги вместе ухаживали за могилкой на старом кладбище.
За давностью лет Александра Герасимович не помнила подробностей разговора с братом, и тогда литовские поисковики принялись по крупицам собирать информацию о погибшем.
В центральном архиве Министерства обороны сохранилась информация о том, что 1 декабря 1944 года в Шумске от воспаления легких умер старший лейтенант, преподаватель курсов шоферов 5-го отдельного парка инженерных машин III Украинского фронта Михаил Григорьевич Мигушкин, 1916 года рождения, уроженец деревни Пролей Каша Тетюшского района Татарской АССР.
- Я хорошо помню, как все происходило, - вспоминает женщина. - За столом собрались все родственники, мама с отцом плакали. Глядя на них, разревелась и я, хотя в то время еще не понимала, что такое война. А Михаил аккуратно смахнул слезы с моих щек и ласково сказал: "Когда закончится война, ты уже вырастешь. Я тебе обещаю, что мы обязательно победим!"
Письма от старшего брата приходили не часто. Но каждый раз для Мигушкиных это было большим событием. Весточки с фронта вся семья перечитывала по несколько раз, поэтому в памяти Елены навсегда отложились эти ценные строки.
- Дядя Миша писал, как прибыл на фронт, как получил офицерское звание. Потом были весточки из Москвы, мы узнали, что у него появилась невеста, - вспоминает сестра погибшего. - Я хорошо запомнила его последнее письмо из Литвы. Он написал нам, что живут они в плохих условиях, а на улице постоянно идут дожди и очень холодно. И еще каждый раз сообщал, что его пуля не берет. Но потом мы получили похоронку, посылку с его документами, портсигаром и зажигалкой, а чуть позже письмо, автор которого остался нам неизвестен. В нем он писал нам, что Михаил был ранен в тяжелом бою. Доставить его в госпиталь товарищи не могли, так как попали в окружение. А когда офицера передали в руки врачей, было уже поздно. Ровно через сутки он скончался не приходя в сознание.
В Книге памяти значится, что старший лейтенант Мигушкин умер 1 декабря 1944 года. Каждый год в этот день его сестра отправлялась в церковь, чтобы поставить свечу за погибшего.
Елена Григорьевна продолжала искала могилу брата, обращалась в военкомат, откуда пришел ответ, что известны только дата и место смерти, а где находится захоронение, такой информации нет.
Вместе с Михаилом на фронт ушел его младший брат Егор, который до сих пор числится пропавшим без вести.
Известно только, что парень участвовал в Сталинградской битве. Перед боем он успел отправить письмо домой. Двоюродный брат Елены рассказал, что вместе с Егором они пошли в атаку, а потом его не оказалось ни среди живых, ни среди мертвых. Семья Мигушкиных потеряла и второго сына.
- Мама до последнего надеялась, что ее сыновья живы, - поведала Елена Григорьевна. - Каждый день она ждала и верила, что сыновья вернутся. Бывало, достанет портсигар Михаила и долго гладит его.
Так и ушла в мир иной, не узнав, где нашли свое последнее пристанище две ее кровиночки.
Елена Григорьевна все поверить не могла, что отыскалась могила старшего брата. Женщину глубоко тронуло известие о том, что за могилкой до сих пор ухаживают совершенно посторонние люди. Она мечтала с ними встретиться и поблагодарить всех, кто хранит память об офицере из поселка с таким непривычным названием, Пролей Каши.
Такая возможность вскоре представилась. На кануне Дня Освобождения столицы Литвы от немецко-фашистских войск, Елена Григорьевна вместе со своей дочерью Ириной прибыли в Вильнюс.
Их встретили члены Вильнюсского военно-исторического объединения "Забытые солдаты". Первые минуты долгожданной встречи рассеяли все опасения. Люди, до этого совершенно не знакомые, оказались близкими по духу и так же надеялись восстановить из прошлого, историю жизни Михаила Мигушкина.
Без долгих сборов все отправились в Шумск, на встречу с Александрой Герасимович.
Александра Андриановна с порога пригласила гостей к столу, бережно разложила на вышитой скатерти пожелтевшие от времени семейные фотографии и рассказала Елене Григорьевне о себе и своих близких. Со стороны можно было подумать, что после долгих лет разлуки снова встретились родные люди и им есть о чем поговорить.
Расчувствовавшись женщины не сдерживали больше нахлынувших чувств и одновременно засобирались на могилу Михаила Мигушкина.
На кладбище, Елену Григорьевну и Александру Андрияновну сопровождали поисковики Ионас Янушаускас, Виктор Орлов и Владимир Казаков. Сестра впервые склонила голову на могиле у старшего брата, принесла ему цветы и скромный гостинец с родины, горсточку земли с могилы его родителей. Такую же горсточку, но уже литовской земли, она бережно собрала с собою, чтобы увести в родное село.
-Отвезу домой, на могилку отца и матери, пускай они порадуются.-Смахивая платочком слезы, откровенничала Елена Григорьевна. Долго и трогательно расставались пожилые подруги, расставались с надеждой снова встретиться.
Расставаясь Елена Григорьевна с дочерью пригласили литовских поисковиков к себе в гости, в село Пролей Каши, на берег полноводной Матушки-Волги.
